В субботу,14 января в зимнем саду Дома культуры флота прошел теплый, семейный праздник, призванный чтить материнство и детство. Такая традиция существует во Владивостоке не первый год, и с каждым разом участников праздника все больше и больше.

Повивальное искусство – одна из древнейших отраслей народной медицины на Руси.  Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века, -  удалось узнать корреспонденту РИА «Дейта» на празднике.

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание «повивальная бабка» выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась.

Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы. В этот день верующие в молитвах просят о здоровье, благополучии, прибавлении в семье.

Издревле  пошло выражение о том, что «бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя». Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертника, бабка радела о легких родинах.

 В день «Бабьих каш» к бабке шли с подарками, угощениями  и словами благодарности. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день рекомендуется ходить к повитухам молодым девушкам и будущим мамам. В свою очередь, повивальная бабка ставила на стол кашу – символ плодородия. Считалось, кто отведает такой каши – весь год проживет без болезней. Каши готовились самые разнообразные – гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, перловая. В память о традициях, на фестивале бабьих каш прошел конкурс на лучший символ праздника. Гости с удовольствием угощались предложенными блюдами и голосовали за понравившуюся кашу.