По данным профсоюза, из 177 судов, построенных в 1992-2001 годах для российских судовладельцев, 121 ходит под иностранным флагом - на них приходится почти 90 процентов суммарного дедвейта. Если на момент распада СССР доля судов под иностранными флагами составляла 18 процентов от общего объема тоннажа России, то в настоящий момент она равна 58 процентам. Доля отечественного флота в перевозках российских внешнеторговых грузов под флагом России в 2001 году составила всего 4 процента, в 80 годы - более 60 процентов. Из-за этого валютные поступления в бюджет страны от работы морского флота за 1995-2001 годы упали более чем вдвое. По словам Николая Суханова, проблема стоит не только в том, что сократились налоговые сборы. Массовый переход судов под иностранную регистрацию создает опасную стратегическую зависимость внешней торговли от иностранного флота, подрывает мобилизационный потенциал морского транспорта, лишает страну национальных морских кадров. Поэтому создание удобного «Российского международного реестра судов» позволит уже иностранцам становиться под российский флаг. В случае если переход новых иностранных судов под российский флаг приобретет массовый характер, за несколько лет Россия может стать самой крупной морской державой в мире. Подготовленный Министерством транспорта законопроект «О Российском международном реестре судов» третий год не может добраться до парламента. Законопроект предусматривает освобождение судовладельцев, эксплуатирующих зарегистрированные в данном реестре суда, от уплаты налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. С них планируется взимать лишь плату за регистрацию, ежегодные тоннажные взносы за уже зарегистрированные суда, а также взносы на обязательное пенсионное страхование - для членов экипажей - граждан России. Разработчики законопроекта считают, что льготный режим поможет возрождению российского торгового флота.