Программа по изучению озера Уилланс организована при поддержке Национального фонда науки США.

Группой специалистов, в которую вошли профессора и студенты США, Италии и Великобритании, под руководством ученого Джона Приску из Университета штата Монтана, были созданы идеальные условия для микроорганизмов из озера, которые позволят осуществить их изучение. Для точности проведения исследований, условия содержания микроорганизмов создали полную защищенность их от возможности влияния загрязняющих веществ и бактерий.

Во время проведения исследований ученые определили, что под льдами Арктики на глубине, составляющей 800 метров, могут обитать не только отдельные организмы. Они доказали, что там существует целая экосистема, развитого типа. Обнаруженная экосистема представляет собой около 4 тысяч групп видов, а также видов микроорганизмов. Большее число организмов представляют собой археи.

Установлено, что отдельная часть находки обладает способностью жить, используя энергию, которую они получают из аммония. Другая часть микроорганизмов живет за счет энергии, получаемой от углерода, выделяемого из метана. Как полагают ученые специалисты, аммоний и метан являются продуктами, образованными от разложения останков живых существ, проживающих на материке до того момента, когда он покрылся льдом.

Полные научные материалы исследования опубликованы в номере американского журнала Nature.