Перспективы в деятельности СРО есть, но актуальными они будут только при полной ликвидации всех имеющихся недостатков и разработке четкого плана по совершенствованию данной модели.

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

Древнеримский поэт Публий Овидий Назон

Перемены неизбежны, но всегда ли человек достигает ожидаемых результатов, а потраченные силы и средства оправдываются? Уже более 5 лет на эти вопросы пытаются найти ответы владельцы российских предприятий, директора компаний, задействованных в строительном бизнесе, проектировании, сфере инженерных изысканий, вступившие или желающие вступить в СРО.

Основная проблема

Начиная с 2009 года, Правительство РФ, опираясь на положительный опыт ряда стран Западной Европы и США, активно внедряло политику перехода от механизма государственного лицензирования определенной предпринимательской и профессиональной деятельности к саморегулированию со стороны некоммерческих организаций. Для чего были созданы саморегулируемые организации? Чтобы минимизировать уровень коррумпированности и бюрократичности в данной отрасли. Удалось ли достигнуть намеченной цели? С одной стороны — да, с другой — нет, ведь на смену имеющимся недостаткам пришел другой — практически тотальная коммерциализация.

Это самая важная проблема, с которой столкнулись участники различных сегментов рынка. Нередки случаи, когда допуск СРО выдавался (и выдается сегодня) с явным нарушением действующей законодательной базы и требований самих саморегулируемых организаций. Выделим, как минимум, 3 последствия от такой деятельности:

1. К выполнению работ приступают компании, уровень квалификации которых не соответствует действительности;

2. От этого страдает потребитель, оплачивая работу профессионала (неважно, какие виды СРО он представляет), но получая неудовлетворительный результат;

3. Ощущают дискомфорт и финансовые убытки те участники строительного и других сегментов рынка, которые имеют нужную квалификацию, но не получили разрешение от СРО на выполнение работ.

Также стоит обратить внимание на то, что на данный момент в строительном комплексе существует более пятисот саморегулируемых организаций, что, безусловно, осложняет их контроль и надзор со стороны государства. Например, Дальневосточный федеральный округ по состоянию на конец 2014 года был представлен 15 зарегистрированными СРО, среди которых 11 — в сфере строительства, 4 — в проектировании.

Бытует мнение, что вступление в СРО за почти 6-летнюю историю так и не сумело доказать свою целесообразность и эффективность, и это подтвердили проверки со стороны Правительства России. В связи с этим напрашивается закономерный вопрос: «Какие перспективы ждут саморегулируемые организации в 2015 году?».

Решение

Перспективы в деятельности СРО есть, но актуальными они будут только при полной ликвидации всех имеющихся недостатков и разработке четкого плана по совершенствованию данной модели. Вот четыре основных шага, которые нужно выполнить:

1. Создать общегосударственную модель саморегулирования, направленную на 100% реализацию имеющегося потенциала;

2. Обеспечить механизм максимальной прозрачности процедуры, в результате которой выдается допуск СРО;

3. Разработать новую систему ответственности субъектов саморегулирования перед клиентами, государственными структурами и между собой, причем на всех уровнях;

4. Выработать специальный механизм финансовых компенсаций гражданам, обманутым застройщиками.

Некоторые из перечисленных пунктов начали воплощаться в жизнь еще в ноябре 2014 года. Речь идет о поправках к Градостроительному кодексу, целью которых было увеличение полномочий национальных объединений участников той или иной отрасли. В строительстве — это Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), а в сфере изыскания и проектирования — Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В обязанности данных организаций входит решение следующих задач:

• создание, ведение и поддержка единого реестра компаний, которые входят в саморегулируемые организации;

• выявление членов СРО, выполняющих свои функции с поддельными допусками или без документов;

• вынесение заключения по вопросу удаления информации из единого государственного реестра;

• предупреждение негативных последствий, возникающих при непрофессиональной работе компании, допущении специалистами серьезных ошибок.

Если каждый из этих шагов не будет воплощен в жизнь, скорее всего, саморегулирование заменится на государственное лицензирование, что повлечет за собой дополнительные трудности и стресс, временные и финансовые расходы. Этого нельзя допустить, так как участники строительного и других сегментов рынка и так обеспокоены трудной ситуацией в экономике страны, которая возникла из-за западных санкций, резких изменений валютных курсов, понижения стоимости нефти.

Также стоит отметить, что в этом году начинается активная реализация федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», приостановка которой неприемлема.

Правительство РФ должно взять под жесткий контроль этот вопрос, ведь только так СРО смогут доказать необходимость и рациональность своего существования.