Статус «порто-франко» (свободного порта) могут получить сразу несколько муниципальных образований Приморского края. В этом случае участниками «порто франко» могут стать не только морские порты, но и другие компании, работающие в сфере логистики и туризма. По имеющимся данным, проект закона о свободном порте до конца апреля направят в правительство. Об этом сообщают российские СМИ со ссылкой на Министерство по развитию Дальнего Востока.

Напомним, что предложение о статусе «порто-франко» для Владивостока было высказано Президентом России Владимиром Путиным в его послании Федеральному Собранию в декабре минувшего года. С тех пор идея стала постепенно «обрастать» различными подробностями, главным образом, на уровне слухов. Никто толком не знал, каким образом она будет реализовываться. И вот появлялась первая более-менее конкретная информация, впрочем, полуофициальная.

По сути, речь идет об образовании новой крупной свободной экономической зоны на юге Приморья, в которую войдут Владивосток, Артем, а также Надеждинский, Пратизанский, Пограничный, Шкотовский и Хасанский районы края.

Основными преимуществами, которыми смогут воспользоваться компании-резиденты свободного порта, станут налоговые послабление, возможность получения государственных земель, таможенные льготы, а также прямая финансовая поддержка государства, направленная на создание инфраструктуры. При этом, как отмечают СМИ, те структуры, которые уже работают в режиме особой экономической зоны во Владивостоке, новых льгот не получат. Напомним, что во Владивостоке с осень 2014 года действует особая экономическая зона, в которую входит, в частности местный филиал «Соллерс».

В первую очередь на статус участников «порто франко» могут рассчитывать два десятка стивидорных компаний, находящихся во Владивостоке. Порты Зарубино и Посьет, еще не построенный угольный порт в бухте Суходол, «Терминал Астафьева» в находке и «Сухой порт».

В целом представители стивидорного бизнеса относятся к идее «порт-франко» в целом позитивно, но сдержанно. Так по словам пресс-секретаря ОАО «Терминал Астафьева» Александра Бабченко, портовики с интересом воспринимают этот проект, но пока говорить что-то конкретное об участии в нем рано, по причине отсутсвия конкретных предложений. Возможно, этот законопроект станет первым таким предложением для стивидоров.

В свою очередь, не пугает конкуренция с порто-франко те компании, которые уже являются участниками проектов, предусматривающих особые условия отношений с государством.

- Те преимущества, которые мы будем иметь от участия в ОЭЗ, сопоставимы с частием в «порто-франко», - считает пресс-секретарь «Соллерс-ДВ» Варвара Насырь.

Добавим, что свободный порт, согласно законопроекту, создается на срок 70 лет, он будет включать четыре зоны: портовую, промышленную, туристическую и научную. Если участник проекта не выполният взятые обязательства в течение двух-трех лет, он лишается статуса резидента порта.