В ведение создаваемого ОАО «Российские Железные Дороги» отойдут многие вопросы, и прежде всего, в области экономики и финансов, оперативной эксплуатационной деятельности, которые решались МПС в централизованном порядке. Открытое акционерное общество станет собственником всей производственной инфраструктуры: к «РЖД» перейдут путь, энергетика, связь, диспетчерский центр управления перевозками, локомотивный парк и основная часть вагонного парка. Фактически ОАО «РЖД» становится правопреемником организаций железнодорожного транспорта по всем обязательствам перед работниками, поставщиками, подрядчиками, банками, бюджетами всех уровней и т. д. и несет полную ответственность за качество перевозок, содержание производственной инфраструктуры, реализацию социальных программ. Экономическое управление в компании «РЖД» будет основываться не на сметном, а на бюджетно-рыночном принципе, который означает, что в интересах всей корпорации каждое подразделение должно обеспечивать собственное финансирование, качественно выполняя заданные объемы работы. Объем отправления грузов увеличится не менее чем на 25 процентов, грузооборот – на 32 процента. Средняя скорость доставки грузов возрастет на 20 процентов , а надежность доставки будет доведена до уровня мировых стандартов – 90 – 95 процентов отправок в течение гарантийного срока. За Министерством путей сообщения сохраняются функции государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта, стандартизации, сертификации и лицензирования, контроля за безопасностью движения. В ходе преобразований железная дорога останется основным производственно-экономическим звеном транспортной системы и получит статус филиала ОАО «РЖД» без права юридического лица.