236511_vtets105-_1_.jpg

105 лет назад, 18 февраля 1912 года в краевом центре Приморья начала работать первая городская электростанция - тогда Владивостокская городская электрическая станция общего пользования (ВГЭС № 1), сообщает ИА «Дейта».

От Тюремной – на Западную

В начале 20 века стремительное развитие промышленности Владивостока настоятельно требовало увеличения мощности производительных сил. Которое могло дать применение в производстве прежде всего электрической энергии. Электричества требовал и новый транспорт – Владивосток уже строил свои первые трамвайные пути на Светланской.

Причем «дизеля» - небольшие электростанции, вырабатывавшие 100-300 квт, во Владивостоке имели в то время уже несколько предприятий и ведомств, в том числе железная дорога, торговый дом «Кунст и Альберс», «Дальзавод», военные.

/media/images/vtets105-_22_.width-1024.jpg

После многолетних дебатов в городской Думе, вопрос строительства городской электростанции Владивостока был решен положительно лишь к 1910 году. Место для строительства станции по настоянию тогдашних «экологов» и пожарных было выбрано на отшибе населенного пункта, вблизи моря, около Безымянной батареи на улице с говорящим названием Тюремная (нынешняя ул. Западная), а вагонное трамвайное депо заложили в Гнилом углу (площадь Луговая).

Уже начало работы электростанции показало ее актуальность для города. Через полгода после пуска ВГЭС-1, 20 июня 1912 года станция обеспечивала энергией 1785 абонентов Владивостока, 1200 уличных фонарей и работу 61 электромотора, например, на пилораме и кондитерской фабрике. За полтора первых года работы электростанции, несмотря на постоянно растущую стоимость киловатта для всех категорий потребителей, нагрузка станции увеличилась с 800 до 1450 кВт. В 1913 году поэтому на ВГЭС № 1 установлен третий, более мощный котел, а городской управой был поставлен вопрос о расширении городской электрической станции.

Однако начавшиеся Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали развитию электростанции, а наступавшая и всеобщая разруха постепенно довели ВГЭС «до ручки», а к 1920 году станция оказалась в состоянии, близком к катастрофическому: в работе находились два паровых котла и один турбогенератор, станция могла вырабатывать не более 900 кВт/ч при форсированной работе котлов и отсутствии гарантии бесперебойной подачи энергии на освещение многочисленным потребителям.

Однако с установлением в Приморье «революционного порядка», благодаря ремонту оборудования и упорядочению поставок угля, к 1922 году мощность станции увеличилась втрое, до 2 775 кВт/ч, что позволило снизить тарифы на потребление электроэнергии. Как следствие, количество потребителей станции стало быстро возрастать и к ноябрю 1923 года достигло 4500 абонентов.

К 1928 году в ходе расширения городской электрической станции на ней были установлены два котла «Фицнер и Гемпер» с площадью нагрева 250 кв. метров, пущен в эксплуатацию турбогенератор фирмы «Шкода» мощностью 2 000 кВт и напряжением 6 кВ, а сама станция достигла мощности 4850 кВт.

В 1932 году станция достигла мощности 8000 кВт. На ней были установлены три котла «Бобкок-Вилькокс» производительностью 30 т/ч пара, два турбогенератора «Белис-Морском» мощностью 3000 кВт, и турбина «Шкода» мощностью 2000 кВт. В 1933 году мощность станции поднялась до 11 000 кВт.

В послевоенные годы стремительно растущий город остро нуждался в централизованном теплоснабжении – огромное количество круглосуточно чадящих «кочегарок» жилмассива буквально «коптило» Владивосток, транжирило рабсилу, требовало огромного количества угля. Поэтому в 1958 году на базе ВГЭС №1 был создан теплофикационный участок, положивший начало централизованного теплоснабжения потребителей Владивостока – прежде всего центральной части т.н. «старого города».

А затем, с вводом в строй ТЭЦ-2 и других мощных ТЭЦ Приморья, ВТЭЦ-1 окончательно сконцентрировалась на производстве тепла и горячей воды для населений краевого центра, бесповоротно утвердившись в роли большого бойлера для Эгершельда. И не только – ТЭЦ-1 обслуживает не только жителей полуострова, но и весь центр Владивостока – от вокзала до цирка, часть Первой речки, ну и, Набережную, естественно.

/media/images/vtets105-_4_.width-1024.jpg

В середине 80-ых годов прошлого века ВТЭЦ-1 перешла с угля на мазут, этот район города стал значительно чище и свежее, а жилфонд ветшавшего микрорайона, построенный энергетиками и для энергетиков, стал востребованным новыми элитами региона. Сменился даже имидж микрорайона – если послевоенное переименование Тюремной слободы в улицу Западную означало лишь географическую примету самой удаленной улицы города. Теперь Западная означала свой, некий западный образ жизни.

А у нас в котельной газ

С 7 января 2012 года основным видом топлива для ВТЭЦ-1 является природный газ Сахалина, поэтому многие трубопроводы предприятия окрашены в «опасный» желтый цвет.

Впрочем, сегодня электростанция именуется по-новому - котельный цех № 1 мощностью 350 Гкал/ч. В состав котельного оборудования цеха входит три котла БКЗ-75-16М, два котла КВГМ-100, теплофикационное отделение, включающее в себя оборудование химводоочистки, водоподготовительную установку производительностью 600 т/ч, диаэраторы воды, сетевые насосы, бойлеры и пр.

На сегодняшний день обслуживанием всего этого пусть и небольшого хозяйства круглосуточно, в четыре смены, с молоком за вредность заняты 60 человек. Промзона «горячего цеха» уверенно скукоживается, поэтому, например, в бывшем огромном здании основного производства ТЭЦ сегодня оборудованы спортзал и музей.

Как рассказал в интервью журналистам ИА «Дейта», побывавшим на ТЭЦ накануне ее 105-летия, машинист котла ВТЭЦ-1 Константин Горлов, он пришел на производство по семейной традиции, вслед за отцом:

«Сначала здесь начал работать мой отец. Потом и я пришел сюда работать, отец передал мне опыт работы по наследству, он не раз приводил меня ребенком на ТЭЦ для знакомства с производством. Работа мне нравится, мы даем людям тепло. У меня уже более 20 лет стажа работы. Меня отец приводил сюда, а я еще подростком наблюдал, как работает мой отец. Застал время, когда станция работала на угле, потом мы перешли на мазут. Мне нравится эта моя работа. Нужно всегда быть ответственным, чтобы никто не остался без тепла в доме. Могу сказать, что сейчас, во время технологического прогресса, стало намного легче работать, чем раньше», - рассказал Горлов Константин, машинист котла Владивостокской ТЭЦ-1.

/media/images/vtets105-_11_.width-1024.jpg

Как энергетики Владивостока помогли Крыму

Напомним, что 18 декабря 2008 года в рамках модернизации производства на территории ВТЭЦ-1 был произведен пуск первых на Дальнем Востоке мобильных газотурбинных электростанций (МГТЭС) MobilePac мощностью 45 МВт. Мобильные электростанции являются временным источником электрической энергии и по замыслу энергетиков предназначались для обеспечения устойчивой работы газифицированной энергосистемы Владивостока в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки. МГТЭС состоят из 2 блоков мощностью 22,5 МВт каждый. Каждый блок состоит из четырех модулей: силового модуля (газотурбинная установка), модуля системы автоматического управления, модуля повышающего трансформатора 10/110 кВ и модуля общеподстанционного пульта управления. В силовом модуле размещены газогенератор, силовая турбина, электрогенератор. Все оборудование установлено на передвижных платформах.

В 2012 году станции задействовали при подготовке к саммиту АТЭС, а затем МГТЭС включали лишь в периоды пиковых нагрузок.

А потом грянул энергетический кризис в ставшем российским Крыму, и Владивостокская ТЭЦ-1 в декабре 2015 года отправила в Крым на помощь землякам те самые МГТЭС.

Тогдашняя транспортировка двух МГТЭС из Приморья в Крым, с Тихого океана на берега Черного моря, из одного конца страны в другой восполнила дефицит в энергетической системе Крыма и Севастополя. Кстати, на полуострове кроме модулей из Приморья функционирует еще 13 аналогичных станций, общая мощность которых составляет 292,5 МВт.

Приморские мобильные станции размещены на действующих площадках МГТЭС в Крыму — «Севастопольская» (вблизи города Севастополь) и «Западно-Крымская» (Сакский район). Монтажные и пуско-наладочные работы после транспортировки станций были выполнены в кратчайшее время, а включение в сеть первой станции состоялось в конце 2015 года, второй МГТЭС — в январе 2016 года.

Кто за новенького?

Необходимость ВТЭЦ-1 как котельного цеха и бойлера для города сегодня не очевидна; мощей для отопления и горячего водоснабжения Владивостока во Владивостоке с переводом ТЭЦ-2 на газ вполне хватает и без котлопункта на Западной.

Но, как пояснил ИА «Дейта» сам начальник котельного цеха №1 Дмитрий Коретко, большая проблема краевого центра – сложный его рельеф, который не позволяет «продавливать» тепло от ТЭЦ-2 на Эгершельд без потерь, а, следовательно, делает ВТЭЦ-1 востребованной до новых технологических свершений в деле теплоснабжения города.

Поэтому внешне выглядящий благополучно котельный цех, территория которого, как нам показалось, уверенно зарастает бурьяном и полынью, постепенно приходит в некое пустующее пространство в самом центре задыхающегося от нехватки свободных территорий городского округа.

Фото: ИА «Дейта»

Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения:
Источник изображения: