239332_uo5jfiuyi7a.jpg

В эфире радио Медиаметрикс. Владивосток молодой приморский кинорежиссер Артур Лесницкий рассказал корреспонденту ИА "Дейта" о своём новом документальном фильме «Легенды Пидана», планах на будущее, а кроме того, поделился мыслями о состоянии кинематографа в Приморье.

В режиссерской копилке Артура Лесницкого несколько художественных и документальных короткометражек. Фильм «Живые» с подачи министерства культуры был показан в кинотеатре Владивостока, а трейлер фильма получил несколько наград на фестивале «Моё кино»

Артур, почему кинематограф?

- Знаете, я всё своё детство мечтал стать археологом, потому что посмотрел замечательный фильм «Индиана Джонс». Потом я посмотрел фильм «В поисках нации» и захотел стать учёным-историком. Это близкие вещи. Позже я понял, что для этого нужно много учиться и много знать, поэтому я пошёл по самому простому пути: стал журналистом.

Хорошо, а как ты пришёл к режиссуре?

 - Понимаете, в кино вы можете стать кем угодно: космонавтом, военным, даже женщиной (если вы мужчина). Мне всегда было интересно, как можно с помощью фильмов пережить те ситуации, которые никогда в моей жизни не произойдут. Начиналось это, естественно, как и у многих: камера на телефоне, мыльница, цифровая камера. Так я и пришёл к кинематографу. Сейчас учусь в высшей школе телевидения, диплом у меня будет журналистский. Но я не причисляю себя к чистой журналистике – я, скорее, автор документального кино, а журналистика мне помогает в моей работе и в моих увлечениях.

Как пришла идея фильма о Пидане?

- Как ходят на Пидан? Сначала люди узнают о нём в Интернете, что-либо мониторят, читают какие-то советы. Я про Пидан не знал совершенно ничего, естественно, всё это я прочитал в сети: там целые форумы, статьи о легендах Пидана, что на горе обитает призрак белой женщины, крылатый ящер, человек-мотылек, пиджак Ремпеля... 

Я сходил на Пидан и увидел некоторые вещи собственными глазами: там действительно есть пентаграммы, руны на камнях, есть вырезанные на дереве лики, алтари. Мне стало интересно, откуда это взялось. Во многих легендах ссылаются на государство Бохай, которое существовало на территории Приморского края с XII по XIX в. нашей эры. Якобы жрецы этого государства построили алтари, защитные сооружения. Я всё это заснял, приехал домой и начал копать глубже и понял, что не было на Пидане ни бохайцев, ни чжурчжэней. Начал спрашивать археологов, очевидцев и решил снять фильм и развеять все эти мифы. Потом появилась гораздо более глубокая цель, чем просто развеивание мифов. Я провел опрос среди молодежи: оказалось, что многие вообще не слышали про Пидан, не то что про его легенды. А это же культура Приморского края, в конце концов, это наша история.

Как долго снимали фильм?

- У нас было две экспедиции на Пидан. Мы прожили в уссурийской тайге шесть дней в совокупности. После съемок я приступил к монтажу только осенью. Если говорить о времени, которое ушло на фильм, называю цифру три месяца. Примерно месяц – написание сценария, месяц – монтаж, месяц – озвучка.

Оборудование стоит недешево. Какое ты использовал?

 - На самом деле, кино сейчас можно снять на айфон, потому что айфон поддерживает видео 4к. Для этого не обязательно иметь крутые дорогие камеры со съемной оптикой. Единственная проблема – звук. Но мне очень повезло, потому что я учусь в высшей школе телевидения, у нас есть звукозаписывающее оборудование, которое позволило сделать звук. У меня есть зеркальная камера. Иногда я брал объектив у своей девушки – она профессиональный фотограф. Совет для тех, кто хочет снять кино: неважно, на что вы снимаете, самое главное – идея фильма и его подача. Сейчас зеркальная фотокамера по характеристикам похожа на оптику в Голливуде 50-х годов. Классико-операторская работа «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, который ещё написал учебник для всех кинооператоров, была снята на камеру, которую сегодня можно купить в любом магазине и снять своего гражданина Кейна. Сейчас качеством никого не удивишь. Если вы снимаете кино, нужно, в первую очередь, думать о сценарии и об идее, а не о том, как оно будет снято.

Удалось ли воплотить задуманное в фильме «Легенды Пидана»?

- Да, у меня есть ощущение законченности, конечной цели. Я вижу, на самом деле, косяки своего фильма, но у меня нет такого ощущения, что я хочу что-то переделать. Есть к чему стремиться, но на данном этапе я сделал его максимально, как мог.

Можно снять фильм без денежной поддержки?

- В кино всегда нужно ставить сверхзадачу, то есть понимать, что вы хотите сделать: фильм про Пидан можно снять без бюджета, "Трансформеров" без денег снять нельзя. Я говорю, что можно снять фильм на телефон, но вряд ли он пойдет дальше соцсетей. Чтобы показывать свой фильм в кинотеатрах, нужен хороший звук, камера не за один миллион рублей.

Но твой фильм «Живые» показали в кинотеатре Владивостока.

- Да, показали. «Живые» я снимал без денег и понял, что он для кинотеатра абсолютно не годится ни по качеству, ни по форме. Это был такой фильм-эксперимент, после которого жизнь меня научила: теперь я понимаю, что фильм для проката можно снять лишь со спонсорами.

Стоит ожидать твоих новых работ о Приморском крае в скором времени?

- Разумеется. Это будет мой дипломный проект, он будет называться «Тайны Приморья». В Приморском крае есть очень много легендарных мест. Это парк драконов (Драконьи горы), остров Петрова, о котором ходят легенды, что Тисовая роща на нём высажена монахами-буддистами. Край богат мифологией, и очень печально, на мой взгляд, что молодежь всем этим не интересуется, не знает об этом. По Приморскому краю путешествуют единицы. Конечно, гораздо приятнее съездить в Таиланд, но у нас есть такие места, которые не уступают по красоте. Я хочу снять документальную серию, посвященную достопримечательностям Приморского края.

Что ты думаешь о развитии киноиндустрии в Приморье?

- На самом деле, в последнее время всё это хорошо развивается. Край выделяет бюджетные средства на кинематограф. Местные мастера снимают фильмы. Недавно вышел в прокат проект «Панацея», который сняли энтузиасты из Владивостока. Знаю, что готовится выйти в прокат фильм Константина Селезнева «Смертельное желание». Единственная проблема, на мой взгляд, это то, что все пытаются делать копирку под Голливуд. Но нельзя снять голливудский фильм, живя во Владивостоке. Владивосток – не Голливуд. У нас нет таких актеров, бюджета, в конце концов, у нас нет опыта.

Ты пытался получить государственную поддержку?

- Нет, не пытался. Я понимаю, где я и где профессиональные кинематографисты. Чтобы вам выделили деньги, нужно написать сценарий по всем законам драматургии – этому людей действительно учат.  Если есть просто идея и сценарий, это всё нужно ещё раз 20 перечитать, раз 20 переписать, точно определить идею, подготовить презентацию и только тогда уже рассчитывать на какие-то средства. Идей миллион, но действительно стоящий проект, на который выделят деньги, сделать не так просто.

Какие планы на будущее вообще?

- Я хочу развиваться как режиссер не художественного кино, а документального. Журналистское образование способствует тому, что мне хочется не сколько развлекать зрителя, сколько учить, рассказывать о событиях, предметах, копаться в самой сути. Думаю, это гораздо интереснее.

Ирина Бочанцева

Фото: Кира Альтер