245921_13501.jpg

Развитие местного самоуправления имеет важное значение в создании демократической системы управления и принятия решений по обеспечению жизни граждан, как на территории муниципального образования, так и в стране в целом. В связи с чем, в стране ежегодно возрастает роль институтов местного самоуправления. Начиная с 2013 года, 21 апреля официально объявлен Днем местного самоуправления в России. В преддверии этой даты корреспондент ИА «Дейта» встретился с депутатами Думы города Владивостока, заместителем председателя Дмитрием Пенязем, председателем комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Михаилом Веселовым.

Расскажите, что было сделано Думой Владивостока для развития местного самоуправления на территории Владивостока городского округа за последнее время?

Михаил Веселов: Начало празднования дня местного самоуправления достаточно знаковое событие в жизни страны, потому что без местного самоуправления не может состояться государство в целом.

Вся деятельность Думы Владивостока, как одного из местных органов власти, направлена на то, чтобы каждый житель имел возможность участвовать в жизни города. Это одна из главных задач. Поэтому мы максимально доступны для всех жителей Владивостока. Делается все, чтобы деятельность Думы в целом, и каждого депутата в отдельности, была максимально прозрачна, чтобы реальное местное самоуправление присутствовало на территории Владивостока.

Дмитрий Пенязь: Придя в Думу прошлого созыва устав города не соответствовал федеральному законодательству на 75%. На сегодняшний день это устранено. Дума города тесно работает с администрацией, поэтому каких-либо нерешаемых, спорных вопросов не имеется. Все вопросы, вносимые в Думу, проходят обсуждение на профильных комитетах в присутствии представителей администрации. Более того, к их обсуждению всегда приглашаются жители, общественные организации Владивостока.

Можете назвать наиболее важные решения принятые городской Думой за последнее время?

Михаил Веселов: Важными шагами в этом направлении является проведение уже второго Гражданского форума, создание Общественного совета при Думе города Владивостока. Внесение изменений в городской устав необходимо для того, чтобы Общественный совет вошел в число субъектов правотворческой инициативы, что позволит депутатам более оперативно реагировать на возникновение тех или иных пробелов в законодательстве, оказывать поддержку полезным для города гражданским инициативам. Надеемся, что все эти действия позволят людям понять необходимость участия в жизни города, в котором они живут и с которым связывают свое будущее.

Если говорить о других важных изменениях, то за 2016-й и истекший период 2017-го года Дума рассмотрела и приняла восемь муниципальных правовых актов «О внесении изменений в Устав города Владивостока».

Так, Уставом Владивостока установлены полномочия городской администрации в части образования и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

- в отношении земельных участков, бесплатно предоставляемых в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства;

- бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям для индивидуального жилищного строительства;

- предоставляемых для строительства объектов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В числе полномочий органов местного самоуправления предусмотрено полномочие по осуществлению мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

Повышены антикоррупционные меры. Так в Уставе города предусмотрена обязанность депутатов Думы города Владивостока, а также лиц, замещающих муниципальные должности во Владивостокской городской избирательной комиссии, соблюдать, ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные законом.

Предусмотрена ответственность главы города в случае нецелевого использования межбюджетных трансфертов и кредитов, имеющих целевое назначение. Предусмотрено дополнительное основание для назначения временного исполняющего обязанности главы города: в случае применения к главе города по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности. Ранее основанием для назначения врио главы города являлось досрочное прекращение полномочий главы города.

Не могли бы пояснить пункт, закрепляющий обязанность органов местного самоуправления создавать безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления? Разве раньше подобная задача не стояла перед городской администрацией?

Дмитрий Пенязь: Этот пункт дает дополнительные полномочия администрации Владивостока. Позволяет учитывать в городском бюджете затраты, позволяющие организациям, которые занимаются созданием условий для отдыха детей, иметь дополнительное финансирование. Безопасность детей - приоритетная задача. Поэтому ни в коем случае не нужно заниматься псевдо экономией, а создавая условия - спрашивать строгое соблюдение качества обслуживания. Таким образом, на всей территории города возможно создание комфортных условий для обучения и отдыха детей.

А каких именно результатов Вы ожидаете от деятельности Общественного совета, наделенного соответствующими полномочиями, для жизни города?

Михаил Веселов: Хотелось бы, чтобы деятельность Общественного совета была продуктивной. Соответственно, через положение, которое мы примем в ближайшее время, будут созданы необходимые условия, позволяющие ему заниматься законотворчеством.

Хорошо, что люди объединяются в те или иные общественные организации, ассоциации и таким образом мы, депутаты, через обсуждение проблемных вопросов будем знать и понимать что происходит в том или ином микрорайоне города, чего не хватает людям для реализации своих намерений. Тогда сложится целостная картина по городу, и в этом случае план деятельности городской Думы по принятию тех или иных муниципальных актов, внесению в них изменений и дополнений будет более четким для создания максимально комфортной жизни в городе.

Дмитрий Пенязь: Дума готова к диалогу с общественными организациями, жителями города. В этой связи, проведение Форума и деятельность Совета - это привлечение к решению городских вопросов общественности. Так мы получим большее количество общественных инициатив, направленных на улучшение качества проживания на территории Владивостокского городского округа, а жители - большее количество своих представителей.

А в чем значимость проведения Гражданского форума?

Михаил Веселов: На сегодня к проведению Гражданского форума подключилось уже порядка восьмидесяти общественных организаций. Форум поможет упорядочить деятельность общественных организаций города, дать им возможность обратиться от лица жителей к депутатскому корпусу. В свою очередь все предложения будут использованы нами в дальнейшей работе.

Какова роль в развитии местного самоуправления работы профильного комитета Думы? Какие задачи пред ним стоят?

Михаил Веселов: Основная задача комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности как раз состоит в контроле за соблюдением этой самой законности, чтобы регламенты, как Думы, так и профильных комитетов были четко сформированы. И конечно же, чтобы устав города не противоречил законодательству. Таким образом мы можем быть спокойны за прохождение всех направлений, связанных с жизнедеятельностью города. Поэтому особых новшеств не планируется, поскольку ранее уже проведена достаточно серьезная работа. Наша главная задача сейчас не отставать от изменений федерального законодательства.

Что из наиболее важного для жизнедеятельности Владивостока планируется рассмотреть на очередном заседании Думы?

Михаил Веселов: На очередном заседании Думы основной рассматриваемый вопрос - это утверждение избирательных округов на территории Владивостока. Выборы не за горами, и мы просто обязаны начать проводить системную подготовку к их проведению. Принятие данных изменений вызвано систематизацией избирательных округов в связи с появлением в городе новых микрорайонов.

Как вы оцениваете результаты взаимодействия избирателей со своими депутатами?

Михаил Веселов: Вообще процесс усовершенствования пределов не имеет. Но готов точно сказать, что каких-то нареканий со стороны избирателей на отказ им во внимании того или иного депутата не поступало. Конечно, хотелось бы чтобы активность жителей была выше, чтобы они чаще к нам обращались. При этом статистика показывает, что в среднем в месяц депутатами принимается порядка ста жителей города. Мы готовы принимать и больше, были бы обращения. С другой стороны, эта статистика показывает, что принятие целевых муниципальных программ, связанных с ЖКХ, с содержанием дорог, спортом, культурой, образованием и другими направлениями приводит к тому, что мы ведем достаточно системную деятельность с администрацией города. Имеющиеся у людей замечания и предложения локального свойства, и отчасти, решение этих задач находит отражение в наказах избирателей. Этот институт мы сохранили и в бюджете города существует отдельная строка на исполнение наказов жителей города. Некоторые из них мы успеваем внести в целевые программы на будущие периоды. Таким образом, пошагово исполняем все то, с чем к нам обращались горожане.

Дмитрий Пенязь: Обращения граждан являются наиболее востребованной формой их участия в осуществлении местного самоуправления. В 2016 году в Думу поступили 812 обращений. В большинстве из них поднимались вопросы благоустройства дворов многоквартирных домов и общественных пространств.

По каждому обращению принимаются меры в рамках полномочий органов местного самоуправления; если требуется, депутаты совместно со специалистами администрации города выезжают по конкретным адресам, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией, определить масштаб поднятых вопросов, выработать пути их решения; если вопрос не в компетенции органов местного самоуправления, направляются запросы и письменные обращения в органы государственной власти. В результате такой работы депутаты не только оказывают помощь конкретным людям в решении их проблем, но и определяют круг вопросов, которые нуждаются в правовом регулировании.

Так, основываясь на обращениях граждан, Дума города Владивостока инициировала принятие ряда социально важных правовых актов, в том числе, в декабре 2014 года утвердила соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки, предусмотрев введение дополнительных территориальных зон для организации парков, скверов и бульваров в уже существующих функциональных жилых, общественно-деловых и промышленных зонах. В числе земельных участков, попавших в зону «парки, скверы и бульвары», были включены 20 участков. Принятие Думой этого документа позволило сохранить участки с уже сложившимися зелеными насаждениями, которые являются местами отдыха горожан, так как в зоне парков и скверов невозможно осуществлять капитальное строительство.

Как считаете, какие имеющиеся на сегодня механизмы наиболее эффективны во взаимодействии депутатов и жителей Владивостока?

Михаил Веселов: Считаю, что прежде всего, это муниципальные целевые программы. Они имеют больший охват, как по количеству удовлетворения потребностей жителей города, так и по охватываемой территории. Вместе с тем, важное значение имеют и наказы избирателей. Поскольку существуют примеры того или иного неучтенного факта, в случаях с межквартальными дорогами, благоустройством, аварийными ситуациями в ЖКХ, где нужно оперативно отреагировать и вмешаться. Поэтому, еще раз замечу, что нужно активнее обращаться к депутатам с той или иной проблемой для оказания помощи. Собственно, для этого депутаты и избираются.

Дмитрий Пенязь: На сегодняшний день порядка 70% средств бюджета города сформировано по программно-целевому принципу. Если мы выделяем деньги на какое-либо мероприятие, мы должны знать его конечную цель, что предусматривают муниципальные программы. Если говорить, про систему наказов избирателей, то она позволяют депутату выступать своего рода экспертом от территорий, указывая администрации на существующие на них проблемы.

При Думе города Владивостока уже много лет работает Общественная молодежная палата. Насколько эффективная такая форма работы с молодежными общественными организациями?

Михаил Веселов: Деятельность Общественной молодежной палаты направлена на привлечение молодежи к участию в общественно-политической жизни города, к деятельности органов местного самоуправления. Первый состав Общественной молодежной палаты приступил к работе 2009 году. В прошлом году Дума сформировала уже четвертый состав молодежной палаты. В нее вошли 20 представителей различных молодежных организаций. У членов молодежной палаты много идей, они хотят внести свой вклад в развитие города. Представители молодежной палаты активно участвуют в реализации экологических, патриотических и творческих проектов, в мероприятиях по благоустройству.

Участие в работе Общественной молодежной палаты дает молодым людям не только опыт реализации различных проектов, но и опыт взаимодействия с органами местного самоуправления, возможность участия в работе над проектами муниципальных правовых актов и влияния на принятие важных решений в сфере молодежной политики.

Думой было принято положение о депутатской этике. Что регламентирует этот документ и как изменилась работа Думы после его принятия?

Михаил Веселов: Как только было принято данное положение, практически сразу на заседаниях Думы нормализовалась обстановка. Все проходит теперь четко по утвержденному регламенту. И я уверен, что каждый из депутатов помнит о существовании этого положения, регулирующего как взаимоотношения депутатов внутри Думы, так и поведение за ее стенами в общении с внешним миром, в общении с избирателями на округах и за их пределами. Согласно положению может быть создана оперативная рабочая группа, которая будет рассматривать поведение того или иного депутата. Но пока таких прецедентов в Думе не было, и надеюсь не будет.

Андрей Горюнов

Фото: Дума Владивостока