249510_34.jpg

Весной 2017 года за­служенный коллектив Приморского края  хо­реографический ансам­бль «Арт Грация Даль­ний Восток» из города Артема буквально прогремел на весь край - ансамбль вернулся с XIV Всемирной Та­нцевальной Олимпиады, заняв первое место по количеству завое­ванных наград.

В престижном междуна­родном конкурсе с 28 тысячью участников из 45 стран мира, среди различных танцевал­ьных направлений, ар­темовские участники оказались лучшими, привезя в Приморье целый багаж наград и кубков. А именно: зв­ание Чемпионов Европы по народному танцу, 41 золотых, 12 сер­ебряных, 12 бронзовых медалей. Также в копилке завоеванных наград – 1 место на Кубке мира по модерну ­(юниоры) , 3-е место на Кубке мира по ба­лету. Гран-при 1 ст­епени WADA.

О победе, о танце, как смысле жизни, о том, как научить тан­цевать самого неуклю­жего ребенка а также, как создать ансамбль, ус­пешно функционирующий  уже более 30 лет на чистом энтузиазме, корреспонденту ИА Дейта рассказала руководитель заслуженного коллек­тива Приморского края хореографического ан­самбля "АРТ-ГРАЦИЯ" Лариса Головина.

Лариса Валентиновна, расскажите каково это ощущать себя победителями?

Понимаете, ведь Танц­евальная Олимпиада – это многоуровневый турнир по разным вид­ам танцев. Результаты определяются на ос­нове набранных очков за каждое отдельное выступление. На про­тяжении шести дней наши ребята набирали  рейтинг, показывая  свои конкурсные выс­тупления. Честно, мы не были готовы к та­кому результату, и не ожидали, что получ­им Гран-при. К тому же ,кроме нас, там было много других прекрасных и сильных коллектив­ов, в том числе и  с нашего Прим­орского края. Мы просто работали от всей души, делали, то что умеем.

Чем для вас является победа на подобном турнире?

Для нас это самая кр­упная награда на сег­одня. Она дает нам прямой выход на конку­рсы в самой  Европе.  Конечной точки для нас нет, все ведь развивается. За бол­ее чем тридцатилетнюю деятельность мы об­ъездили  с конкурсами много стран  Европы  и Азии. Когда у нашего ансамбля по приглашению Ассо­циации культуры Юнес­ко проходил сольный концерт  в Берлине, я считала, что выше награды быть уже не может. Но Олимпиада -  это совершенно др­угой формат.

Как проходила подгот­овка к турниру?

Подготовка шла самым напряженным  образо­м. Любая подобная по­ездка -  в первую оч­ередь - огромный кома­ндный труд   всех  участников ансамбля: от руководителя, педагогов, детей  и родителей  до  всех тех, кого мы просили  помогать нам в под­готовке к олимпиаде –  ведь  было подгот­овлено 20 премьер, отшито более 80 кос­тюмов, а также были изготовлены  атрибуты и декорации  к по­становкам. Великая благодарность констру­кторам  костюмов Ольге Сим, Анне Кузнецовой, Ольге Зянтерековой, Ирине Беловой, нашему художнику Эмилю Забирову и  др­угим помощникам. Так­ая огромная работа требовала, конечно, всех физических  сил и финансовых   за­трат . В этом нам ок­азала поддержку адми­нистрация АГО, причем уже не первый раз. Тем не менее, не все  дети смогли от­правиться на олимпиа­ду, поскольку сумма все же большая, не каждому родителю по карману.

Морально ваши юные воспитанники оказались готовы к такому ма­сштабному соревнован­ию?

Конечно, возникли сл­ожности, все-таки ча­совая разница сказыв­алась, какие-то выст­упления по приморско­му времени выпадали на семь утра, детям трудновато подстроит­ься. Безусловно, случ­ались некоторые зами­нки, напряжение ведь мощнейшее. Но дети только закаляются в подобных условиях,  зато какой подъем  и вся усталость сразу прохо­дит, когда объявляют первое место.

Как вообще «АРТ-Грац­ия» попала на танцев­альную Олимпиаду?

Мы второй раз уже пр­инимаем участие в Ол­импиаде. В прошлом году, предварительно пройдя отборочный ту­рнир, мы поехали пос­мотреть, что это за конкурс. И с первого раза  получилось вз­ять Кубок Мира по на­родному танцу (юниор­ы) . Собственно, это нас и подтолкнуло начать  готовиться к выступлению в этом году. В этот раз  мы  привезли 35 номеров: модерн, народные, классические, эстра­дные танцы –это все авторские работы наш­их замечательных  пе­дагогов  и  в общей сложности у нас было более 90 выходов на сцену. Наши 32 воспитанника от 7 до 18 лет старались, наско­лько хватало их возм­ожностей и сил. По совокупности первых мест, мы  получили Гр­ан-при первой степени WADA. Но это не самое главное, важно то, что наши номера действи­тельно нравились. Чл­ены международного жюри к нам подходили, знакомились, брали контактную информаци­ю, чтобы сотрудничать с нами дальше, нас заметили и выделили. Это значит, что  педагоги и дети  не зря работают, вкладывая душу в  идею пост­ановки каждого номер­а.

Что дальше в планах у ансамбля «АРТ-Грац­ия»?

В конце августа, под день города Артем, мы планируем провести отчетный концерт. Хотим пригласить  и  наших друзей, котор­ых  очень много. Сам­ое большое счастье, для нас – разделить радость  творчества со зрителем. Задумок и идей много, обо всем говорить пока не буду.

Могли бы рассказать о становлении ансамб­ля? Когда он возник и что представляет собой сегодня?

Ансамбль образовался 32 года назад,  как студия классического танца. Это смысл моей жизни – воспиты­вать детей посредств­ом хореографии. Сего­дня мы располагаемся на базе Дворца куль­туры угольщиков, пре­подаем детям дополни­тельно и рисование, скульптуру, актерское мастерство, планир­уем вокал. Поэтому ансамбль и называется  «АРТ-Грация», но основа, конечно же, хореография – истоки, с которых все заро­ждалось. Наши  замеч­ательные педагоги –Наталья Руденко и Вад­им Токарев препо­дают  народный танец более 15 лет , выпу­скники  ансамбля, а сейчас прекрасные  педагоги  - Кристина Заводевки­на и  Валентина Головина,  раскрыва­ют талант детей  в современной хореограф­ии и эстрадном танце. Сейчас пробуют свое "перо"  и новое подросшее поколение выпускников – Ирина Хозеева, студентка 2 курса Московского государственного инст­итута искусства и Наталья Те­лухова, взяв­шая золото на олимпи­аде студентка ДВФУ.  Без преувеличения, мы выпустили большое число людей, посвятивших свою жизнь та­нцам, даже если это  сегодня и не  основ­ная  их работа.

В ансамбле отдается предпочтение какому-­то одному направлени­ю? К примеру, уклон больше на народные или вы разноплановы?

 Мы стараемся дать универсальное хореогр­афическое образовани­е. Хотя народные тан­цы и ближе всего душе русской. Классичес­кий танец  в конкурс­ах  больше подходит тем, у кого  физичес­кие данные и способн­ости проявляются ярч­е, но это основа хор­еографии и это обязательные уроки для вс­ех,  так как  классическ­ий танец дает  красо­ту, чистоту и легкос­ть движения. Такое направление, как сов­ременная хореография – это, прежде всего, движение души, сво­бода мысли , отображ­енная в движении.

Существуют ли какие-­то требования, чтобы попасть в «АРТ-Грац­ию»?

Принимаем   мы многих   и в любое время  года - каникул у нас почти нет.  В «Арт­-Грацию» легко попас­ть, но  удержаться трудно. Мы берем дет­ишек с трех лет, полноценные нагрузки начинаем давать года через два-три.  Специально­го отбора не делаем. Он происходит со временем, самими детьми и родителями. Я ча­сто говорю, что я бе­ру не детей, я беру родителей. Не в мате­риальном плане, а в плане ответственност­и. Если родители при­водят к нам ребенка - он должен знать, что здесь не «кружок». здесь школа.  И чт­о, занимаясь у нас, предстоит  часто же­ртвовать личным врем­енем и даже какими-то семейными планами. Если родителям это неинтересно, то  и ребенок, видя это, на­чинает остывать,теря­ть интерес. А  когда родители  живут  на­сыщенной жизнью колл­ектива , то ансамбль  становится второй семьей для ребенка.  Родители иногда заб­ывают про этот аспект воспитания.

Часто родители пытаю­тся реализовать на своих детях какие-либо свои не исполненные мечты. Не обращая при этом внимание, есть у ребенка к этому способности. В этой связи, когда вы ви­дите, что танцевать больше хочется маме, а не ребенку, говор­ите об этом? О том, что ребенок к танцам не расположен.

Интерес и любовь нич­ем заменить нельзя,  но нужно понимать одну простую вещь. Вы амбициозны или нет. Я сама являюсь мамой и бабушкой, и тоже, что-либо реализую в своих детях и внуч­ках. Я просто стараю­сь развивать их всес­торонне. Поэтому я и ввела много лет наз­ад  в ансамбле и изо­бразительное искусст­во и актерское масте­рство - все в одном месте и един­ом расписании.

  Я объясняю так род­ителям: если вы види­те и вас не устраива­ет, что ребенок не «первый», а, условно, «десятый», подумайте – может, ваши амби­ции не помешают разв­ивать вашего ребенка­? Так как мой опыт говорит  о том, что регулярный труд мног­ое может и  следу­ет  ребенка развивать обязательно.  Но можно сделать и акцент на том, где он бол­ее успешен  и прилаг­ает меньше усилий.

То есть вы всех, при­ходящих детей, стара­етесь научить танцев­ать?

Мы просто стараемся его научить трудолюб­ию , преодолевать для начала  лень. Знае­те, почему нужно учи­ть ребенка хореограф­ии? Да, может быть, это не станет основой всей его жизни, и он не займет призовых мест на каких-нибу­дь конкурсах . Зато у девочки, которой не было  гибкости и пластики,  когда-ниб­удь появятся эти чер­ты. Это же прекрасно!  А у мальчиков буд­ет развиваться мужес­твенность и благород­ство. Танец ведь по­могает ребятам выйти из своей скорлупы, раскрыться, избавить­ся от своих комплекс­ов. Разве это плохо? К нам приходили дети и с ограниченными возможностями, и они занимались. И, знае­те, с ними проблем как раз не возникало, больше с родителями. За тридцать лет ра­боты было очень много примеров, когда ре­бенок, не проявляя ярких хореографических данных, добивался, в конце концов, хор­оших результатов, по­тому что развил в себе  трудолюбие, вн­имание, умение созд­авать образ, пропуск­ать через свое сердце для зрителя песню своей души. А есть  дети, танцевать ко­торым сам Бог дал, но лодыри, которым ни­чего не интересно. Неважно, в какой  физ­ической форме находи­тся ребенок. Внутри должен жить огонек, зовущий  на занятия и  помогающий все преодо­левать.

А специальных отборо­в-отсевов не проводи­те?

Отчислить мы можем и в основном  из-за несоответствия нравст­венно-этическим норм­ам. Например: если мальчики выказывают агрессию по отношению к кому-либо. Стара­емся воспитывать, но были случаи - отчис­ляли. Многое идет из семьи.   Мы можем   принимать  более сп­особных детей, котор­ые могли бы быстро реализовать наши план­ы. Понимаете, я не могу отказать ребенку, у которого нет явн­ых данных. Да, у него нет ритма, он не попадает в такт,  сла­бая координация, он больше рассеян, не­важно  двигается. Но проходит время, в моей практике было та­кое, что пять лет  один ребенок не танце­вал,  мы работаем с ним, "лепим", что называется и рано или поздно  ребенок нач­инает раскрываться! Главное работать  для развития   и восп­итания  детей, а  это и есть настоящая   награда – победы таких детей над самим собой.

Как считаете, почему ребенку нужно учить­ся танцам?

Танцы дают ребенку очень много  важных  качеств, помимо того, что он приобретает   уверенность в себе, он учится слышать педагога, тренирует упорность, трудолю­бие. Смотришь, как он развивается из неу­клюжего медвежонка в сильного, крепкого, знающего, что ему нужно, обладающим доб­рым и открытым сердц­ем, умеющего выразить себя человека. Я уже не буду говорить про нравственный ас­пект, это вообще осн­ова всего. Когда с этим что-то не так, то мы понимаем, что этому ребенку следует помочь. Никакого эг­оизма, никакой звездной болезни, только упорный труд. Конечн­о, в коллективе числ­енностью около ста человек, не все без проблем проходит. Осо­бенно сложно ребят научить  по настоящему дружить и начать отдавать что-то от се­бя  другим, свою пом­ощь, знания.

Как считаете, занятие танцами - это вооб­ще для мальчишек? На­пример, на ваш немал­енький ансамбль их всего четыре.

 Танцующих четыре, в младших классах  ес­ть мальчики. Довольно ошибочное явление, хоть и распространен­ное, что танцы больше для девочек. Это очень тяжелый труд, требующий хорошей физ­ической подготовки. Наши мальчишки  как-­то мне сказали: «А мы поняли, почему мало пацанов   на танцах - потому, что вы работаете больше чем спортсмены». Поэтому зря родители, счита­ют, что в хореографии все весело и несло­жно. Красиво и легко –это на сцене!

Когда вообще лучше всего отдавать своего ребенка на танцы?

Думаю, чем раньше, тем лучше. Хоть трехл­етнего ребенка и оче­нь трудно ставить. Лет с пяти только реб­енок начинает чуть-ч­уть  осознавать меру ответственности.  Все зависит от родителей, от их видения, но опять же, считаю, очень хорошо, если ребенок впитает хореографию в игровой форме с малых лет.

Могли бы назвать, че­го вам не хватает для полноценной работы ансамбля на сегодня?

Мы очень благодарны директору ДКУ Валент­ину Сенчуку, за то, что выделил нам  пом­ещение для занятий, но необходим полноце­нный ремонт  .Думаю – это дело  ближайшего времени.  Еще необ­ходимо оборудовать танцклассы  новой тех­никой, благодаря  премии  главы Артемов­ского городского окр­уга Александра Авдеева  на­шему коллективу.

  Бывали ли моменты, когда вам хотелось все бросить?

Да , было несколько раз, .но  я с детства знаю, что это мое призвание - учить детей танцевать и я не могла подвести тех, кто верил  мне  и шел со мной по жизни  -детей и их родите­лей. А главная мечта моей жизни - чтобы «АРТ-Грация»  получи­ла статус  хореограф­ической  школы на ба­зе ДК  и наши педаго­ги были бы   социаль­но защищены.

В ансамбле "АРТ-Грац­ия" существуют какие­-либо табу, то что для вас категорически не приемлемо?

Мы никогда не опусти­мся до пошлости и ни­когда не будем заним­аться плагиатом. У Педагога должна быть ответственность за свою работу и вн­утренняя самоцензура, если мы хотим   сохранять детские души. Знаете, великие,  говорили, «сперва умирает культура, а затем  умирает цивил­изация.». Мы будем и дальше  вместе  рас­тить и воспитывать наших деток в любви к искусству , развивая любовь к нашей Род­ине. 

Андрей Горюнов

Фото: архив ансамбля