250243_timchenko.jpg

Приморское региональное отделение «Деловой России» провело среди предпринимателей Приморского края социологическое исследование о влиянии финансово-экономического кризиса на деловую сферу. Итогом стал ряд выводов о том, что многие представители бизнеса уже перестроили свою работу и даже пытаются получить в новых условиях дивиденды в форме новых конкурентных преимуществ. Итоги работы аналитиков ведущей организации российского бизнеса РИА «Дейта» прокомментировал лидер приморских «делороссов» Алексей Тимченко.

- Алексей Павлович, насколько кризис затронул бизнес региона?

- Безусловно, влияние экономической рецессии оказалось достаточно сильным. Тут есть и специфика региона, и связь нашей экономики с внешнеэкономической деятельностью и много других факторов. В наибольшей степени пострадали отрасли, ориентированные на импортные операции. С другой стороны, «в плюс» пошел туризм и сфера обслуживания, которая работает с иностранцами, поскольку приток таких клиентов увеличился. Но главное в конечном счете даже не в абсолютных показателях успешности либо провала своего дела в кризис, которые отмечали респонденты-предприниматели. Главное – в изменении менталитета и ощущения после кризисной ситуации…

- А в менталитете приморских предпринимателей произошли какие-то изменения?

- Да, мы это отмечаем. По-видимому, сказалось то, что с начала кризиса прошло уже продолжительное время, это позволило предпринимательскому сообществу перестроить свою работу – начиная от оптимизации в рамках компании или предприятия и заканчивая перепрофилированием бизнеса или изменением вида деловой активности.

- То есть, бизнес увидел в кризисе и плюсы?

- Да, и это очень хорошая тенденция. Безусловно, ситуация непростая, но самое главное – отсутствуют панические настроения. И это хорошо – значит, предпринимательское сообщество трудности преодолело и готово работать и развиваться дальше – насколько это возможно в существующих условиях. Тут у наших предпринимателей несколько стратегий – оптимизация расходов, поиск новых рынков или рыночных ниш, перераспределение бюджета на рекламу, маркетинг, PR-потребности и промоушн. При этом есть и еще один хороший, с нашей точки зрения, показатель – большинство опрошенных понимают, что нельзя экономить на кадровом потенциале, иначе говоря – на людях, поскольку именно они являются основным ресурсом развития бизнеса. Поэтому нынешняя ситуация является неплохим индикатором того, что происходит в региональной экономике. Наша задача в данном случае – увидеть наиболее ключевые проблемы, которые есть, для того чтобы совместно с властями попытаться их максимально нивелировать, решить…

- А таких проблем много?

- Ну их в общем-то немало, но их надо разделить на категории – общерыночные и те, которые имеют местную специфику. Такие препоны, как снижение курса национальной валюты, удорожание импортных товаров и комплектующих по бизнесу, безусловно, ударили, но это макроэкономические проблемы. А вот такие вопросы, как ускорение получения согласований и разрешений, приобретение или аренда различных материальных активов, необходимых для производства, развитие инфраструктуры – это те сферы, где власти могут существенно помочь. И «Деловая Россия» работает в данном направлении. У нас хороший контакт как с администрацией Приморского края, так и с Минвостокразвития и другими органами власти, от работы которых зависят условия развития бизнеса. Работа идет, и вот как раз такие исследования нужны в том числе для выработки рекомендаций для органов власти по решению таких вот «узловых» проблем…

- И результаты исследования о влиянии экономической рецессии на бизнес также станут поводом обсуждения с властями региона?

- Безусловно. Мы будем делать это как в формате экспертных советов, так и иных встреч и консультаций. В свою очередь, участвовавшие в опросе предприниматели получают у нас необходимые консультации и рекомендации, поскольку содействие развитию честной, эффективной и конкурентной экономики в стране – одна из основных задач «Деловой России». 

Виктор Бруевич

Фото: Деловая Россия