250521_img_9644.jpg

Скандалы, связанные с временным порядком установки системы ЭРА-ГЛОНАСС, не прекращают сотрясать Приморье, сообщает ИА "Дейта". 

За полгода, прошедших с момента начала действия требований по оснащению выпускаемых в обращение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб, а позже установленной АО «ГЛОНАСС» процедуры «временного порядка оборудования подержанных иномарок системой вызова экстренных служб», не уменьшилось не только недовольство в среде автомобилистов, практически принудительно ставших обладателями столь «необходимой» системы оперативного реагирования при ДТП, но и количество ляпов, пробелов, и нестыковок в области применения «ЭРЫ» на территории Приморья.

Если поначалу желающие выразить свой протест против обязательной установки «кнопки» граждане предпочитали выходить на организованные митинги, то сегодня свой протест они выражают на одиночных пикетах –  они проходят на территории края уже больше недели.

Учитывая череду скандалов все время сопровождающих «ЭРУ», недовольство людей выглядит вполне обоснованным. Дефицит кнопок, случаи спекуляции с ее стоимостью, некорректная работа устройств, либо полное ее отсутствие, а к тому же до сих пор не проясненный вопрос, собственно, законности применяемого «временного порядка» на территории Приморья, лишь добавляет дров в костер народного недовольства.

Кроме этого, повышает градус нетерпения и работа так называемых официальных агентов, занимающихся реализацией и установкой «кнопок». В частности, компании «Сумотори-Авто», которая в мае ни с того, ни с сего в манере, больше напоминающей капризы, объявила, что в силу разных неприятных обстоятельств с 1 июня 2017 она прекращает работу с физическими лицами и лицами, не имеющими аккредитации таможенного представителя. Позже, правда, официальный представитель «ГЛОНАСС» опомнился, заявив, что продолжает работать с гражданами в прежнем режиме. Вполне вероятно, что причиной подобных метаний могла послужить штурмующая приморский офис компании толпа людей – жителей разных дальневосточных регионов, безуспешно ждущих обещанную агентом «кнопку». При этом сами представители «Сумотори» информацию о бунте не подтверждают.

Между тем, на данный момент в очереди на право заполучить обязательную «кнопку» в Приморье уже находится около 18 тысяч заявок. Судя по всему, в дальнейшем она только продолжит увеличиваться – поступающие от АО «ГЛОНАСС» терминалы - явно «капля в море» ввозимых из Японии автомобилей.

Распределение, того небольшого количества кнопок между получателями, вызывает лишь вопросы.

«Начиная с февраля, у меня стоит 24 автомобиля, на которые я не могу получить кнопки», - рассказал ИА «Дейта» приморский предприниматель Дмитрий, чья фирма занимается привозом и продажей автомобилей с японских аукционов.

«Изначально в Сумотори велась живая очередь, по порядку принятых заявлений, где я был 35. Но когда в Приморье пришла первая партия кнопок – мне ничего не досталось, а моя очередь сдвинулась до 40. Затем, без особого объявления «Сумотори» вводит электронную очередь - предыдущая, соответственно, сгорает. Тем не менее, мне удалось зарегистрироваться в числе первых 1200 заявок в очереди, предназначенной для юридических лиц и представителей «физиков». Порядка 600 тысяч рублей оплачены за 24 терминала. Но по сей день из первой очереди не выдано ни одной «кнопки».

К слову, вышеупомянутый первый агент АО ГЛОНАСС «Сумотори-авто» получал запрос от ИА «Дейта» с рядом вопросов относительно оказываемой им услуги по реализации ЭРА-ГЛОНАСС, среди которых, например - какие гарантийные обязательства несет установщик перед получателем данной услуги? Однако, на запрос от 7 апреля, ответы не сформулированы до сих пор.

Как рассказывает Дмитрий, все поступающие партии кнопок распределяются между одними и теми же брокерскими компаниями. Причем, кнопки раздавались тем, кто в очереди находился на самых дальних позициях, фактически, вне очереди.  К примеру, согласно поступлению от 18.05 партии терминалов, в количестве 100 штук распределение прошло так:

Брокер

Кол-во «кнопок»

Начало № в очереди

Прим-Брокер

13

1410

ООО "Аравана

9

 705

ООО "Дальний Восток современные решения"

6

3430

ООО "РДС-АВТО"

4

3555

ООО "ИСТ-ВЭСТ"

4

2547

ООО ТЕСЛА

4

4169

ООО "Влад-ДВЛК"

4

1246

ООО"НИПОН ТРЕЙД"

3

3772

ООО "АЛЬТЕРНА-ЛОДЖИСТИК"

3

1526

По мнению, предпринимателя данный «особый» порядок распределения, весьма странен и сомнителен.

«Как мне пояснили в «Сумотори», количество выданных терминалов распределяется ими не по порядку очередности, а по количеству проплат. То есть, чем больше ты оплатил терминалов, тем больше вероятность получения «кнопок».

Причем, как отмечает Дмитрий, сам официальный партнер АО «ГЛОНАСС» особо и не отрицает сложившуюся систему. Таким образом, якобы прозрачная электронная очередь – очередная фикция? Выходит, очереди как бы и нет? Не выходит ли при сложившейся системе, что компаниям «попроще», не говоря уже про рядовых граждан, обращающихся за получением лишь одной кнопки, ждать ее придется до кошачьей пасхи?

«Ощущение, что, при такой системе, кнопку я не получу никогда. Хоть мой порядковый номер и ближе, но объем заплаченных за терминалы средств, меньше».

В этом случае, «на помощь» Дмитрию, и тем, кто оказался в похожей ситуации могут прийти как раз те из брокеров, у кого «объема» и предприимчивости - больше.

«Еще в начале апреля, мне предлагали приобрести кнопку за 42 тысячи. Но я посчитал что дороговато, думал, что кнопки вот-вот поступят. Когда же поставок так и не дождались, по 42 тысячи уже нет. Теперь есть только за 70 тысяч. Моим знакомым, из Читы, буквально, несколько недель назад пришли авто из Японии, заплатили 70 тысяч – проблем нет, сразу получили кнопки». Кто же не готов потратиться – по всей видимости, остаются в режиме ожидания общей очереди, на неопределенный срок".

«Одно дело, когда отсутствуют законные основания требовать для физлиц исполнения требований СБКТС, поскольку под действия Техрегламента подпадают только юридические. Хорошо, все остается, как есть - от нас требуют установки «ЭРА-ГЛОНАСС», но ликвидируйте тогда ее дефицит, обеспечьте необходимым количеством!», - недоумевает предприниматель.

Как полагают некоторые представители приморского автосообщества, созданный искусственным образом дефицит - одна из «первых ласточек» давней мечты московских чиновников регулировать оборот числа ввозимых «японок».

Андрей Горюнов

Фото: ИА "Дейта"