250628_kvon-_1_.jpg

Глава городского округа Спасск-Дальний Вячеслава Квон сравнительно недавно вступил в должность и практически сразу занялся кризисным управлением. В свое время Спасск являлся промышленной жемчужиной Приморья, ИА "Дейта" задало руководителю города вопросы - что нужно Спасску-Дальнему, чтобы вновь укрепить экономику, развить социальные программы и какие запланированы шаги по реализации этих планов. 

- Вячеслав Васильевич, нередко можно услышать от руководителей муниципальных образований о том, что существующее законодательство очень ограничивает возможности привлечения инвестиций на территорию. Например, долго идет согласование документов, сложно выкупить незадействованную муниципальную собственность, например. Вы согласны с этим?

- Думаю, это не совсем так. Существующее законодательство, возможно, затягивает процесс согласования документов, но это не так важно. Ведь инвестор, заходя на территорию, приходит не на день, на два или даже не на год. И если у него нет времени ждать проведения процедур, которые прописаны, например, в 44-м федеральном законе о проведении конкурсов и аукционов, то, наверное, это неправильно.

Я согласен, что иногда процесс выкупа того или иного объекта, в том числе … имущества на территории, реализуемый по определенным процедурам, затягивается, но с другой стороны, это исключает многие коррупционные моменты.

- То есть вы не видите законодательных препон в привлечении инвесторов?

- Особых - нет. Если серьезный инвестор приходит на территорию с какими-то своими хорошими задумками или планами, то реализация самой сложной конкурсной процедуры займет у него 45 дней.

Другой вопрос, что предпринимателям, инвесторам, хотелось бы удешевить процесс захода на территорию округа. Наверное, в определенных случаях незадействованное муниципальное имущество можно было бы приватизировать. Но, повторюсь, этот, прописанный законодательством, процесс не такой быстрый, как хотелось бы.

Кроме этого существует оценка того или иного имущества по определенным нормативам. Мы не можем просто взять муниципальное имущество и на свое усмотрение передать его в собственность инвестора.

Поэтому, если вопрос касается исполнения 44-го федерального закона, наверное, как и в любом другом законе, в нем можно кое-что усовершенствовать, но в принципе он правильный, достаточно проработанный закон.

- Вячеслав Васильевич, с помощью каких инструментов вы привлекаете инвесторов на территорию Спасского городского округа? Какова ваша позиция в этом вопросе?

- Вы знаете, внутренняя предпринимательская активность жителей на территории городского округа Спасск-Дальний достаточна высока – у нас очень многие занимаются малым и средним бизнесом.

Можно говорить об инвестиционной привлекательности, о приросте производства и так далее, но самой главной остается доходность. Существует представление о том, что на территорию должен прийти большой якорный инвестор и в одночасье, в ближайшие два-три года он сможет поправить экономику города. Я думаю, что в нашем случае, это все-таки фантастика. Без какой-то государственной программы, без особого госрегулирования это вряд ли произойдет.

Тем не менее, в ближайшее время приморские инвесторы начнут реализовывать у нас достаточно большие проекты. Один из них будет развивать медицинское направление с числом работающих более ста человек. Он уже поучаствовал в конкурсе, выкупил муниципальное имущество. Идет проектирование, проработка проекта и работа на объекте. И второй проект - с числом работающих более пятидесяти человек, создание завода по производству OSB плит производительностью 30 тыс. куб. м в год.

Но, по большому счету, даже с учетом вхождения территории Спасска в зону Свободного порта Владивосток, ожидать, что у нас очень скоро появятся якорные инвесторы, неправильно. Мы должны понимать, что все крупные инвестиции и большинство малого и среднего бизнеса, все-таки стремятся к центру. Это больше Владивосток и Владивостокская агломерация, где развита инфраструктура, где еще достаточно свободных земельных участков для экономического развития. Как только возникнет инвестиционная перенасыщенность юга Приморья, инвестор будет рассматривать жителей других городов и районов Приморского края как потенциальную рабочую силу и может быть, сюда приходить.

- На ваш взгляд какие сильные стороны города Спасска привлекательны для потенциального инвестора?

- Спасск всегда был якорем строительной индустрии в связи с тем, что здесь находятся полезные ископаемые известняка из которых можно производить и цемент и сопутствующие строительные материалы. Сегодня действуют в этой области «Спасскцемент» и «Востокцемент», но здесь располагались и другие крупные строительные заводы. Например, предприятие «Спасский комбинат асбестоцементных изделий» производивший асбестоцементные изделия, маты прошивные, единственный в этой области завод до Красноярска, где работало много людей, потому что шифер был востребован. Был и крупный завод сантехарматуры, «Спасский арматурный завод», единственный на тот момент на Дальнем Востоке производитель сантехнических металлических и пластмассовых изделий, радиаторов отопительных чугунных, литья чугунного и цветного из пластмассы, но он закрылся по причине того, что сегодня много подобной качественной продукции приходит из за рубежа.

По этой причине традиции горожан сложились вокруг строительства. И мне кажется, что будущий вектор развития города тоже будет связан со строительством. Вполне возможно, что здесь будет строительный или другой промышленный кластер. Впрочем, сегодня с уверенностью на сто процентов сказать, в каком направлении будет город развиваться, нельзя.

Рассматривался большой проект КАМАЗа по производству большегрузной техники, но пока он приостановлен. Тем не менее, я хочу акцентировать внимание на этом проекте, потому, что он показывает кадровый, энергетический потенциал города Спасска. Нужно понимать, что серьезные инвестиции подразумевают серьезную проработку вопроса, и КАМАЗ, прежде всего, интересовал кадровый ресурс и энергетика. Логистика понятно – мы расположены вдоль Транссиба, вдоль федеральной трассы, которая позволяла бы устраивать транспорт производимой продукции.

- Как вы в общем оцениваете социально-экономическое состояние города Спасска?

- То, что происходит в городе в плане социально-экономического развития, я бы оценил с осторожным оптимизмом. Существует некоторое количество планов, интересных предложений, но есть четкое понимание того, что реализация всего задуманного будет зависеть от складывающихся финансовых возможностей в городе.

Мы можем с уверенностью говорить о том, что за последнее время в городе появились положительные моменты, мы разработали новые правила благоустройства и санитарного содержания города, которые направлены на обеспечение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города в целом, сегодня у нас освещены улицы, в ближайшее время мы начнём благоустройство городского парка отдыха, займёмся текущим ремонтом дорог. Вместе с тем, значительное внимание, как всегда, мы уделяем развитию образования и культуры. Нам всем, и мне и жителям, хочется движения вперед.

В любом случае приоритет у администрации города один - повышение качества жизни людей.

- Вячеслав Васильевич, что уже сейчас вызывает у вас чувство удовлетворения от проделанной работы?

- Я вступил в должность в августе 2016 года, поэтому говорить о реализованных проектах не совсем правильно. Хотя, конечно, некоторые вещи уже сделаны. Например, когда я впервые оказался в городе Спасске, первое что меня удивило, когда я приехал знакомиться с городом - отсутствие уличного освещения. У города были долги и поставщики электроэнергии выключали свет.

Я бы не хотел никоим образом оценивать работу предыдущих руководителей, но все таки они сами в какой то мере понимали, что их действия в этом плане были не совсем верны. И в какой-то момент город столкнулся с целым комом проблем, когда были заблокированы все счета бюджетных организаций: учреждения образования и администрация получали заработную плату по решению судов. Нам удалось буквально за три месяца ситуацию переломить, нам разблокировали счета.

Представьте, что такое блокировка муниципальных счетов. В первую очередь, это остановка финансовой деятельности учреждений образования и культуры. И когда это касается таких организаций, как школы или детские сады, все жители города говорят только о том, что заблокированы счета. Сейчас, мне кажется, что жители города говорят не о том, что заблокированы счета, а о том, что надо делать дороги, благоустраивать город и так далее.

Здесь был период, когда ни одно предприятие не хотелось связываться с городом, потому что он был должен очень многим. В последние три-четыре года многие предприятия малого и среднего бизнеса, имевшие местную прописку, связывали себя с выполнением каких-то муниципальных услуг, а город им не платил, потому что не было денег. А что такое не платить предпринимателю, который находится на территории, у которого работают жители города? То есть, возник колоссальный ком проблем, который состоял буквально из всего.

Конечно, мы много сделали, чтобы начать платить предпринимателям, сетевым организациям. Но я не хочу сказать, что это моя личная заслуга. Ситуация, которая складывалась в городе, четко отслеживалась на региональном уровне. Департамент финансов и департамент внутренней политики администрации Приморского края давали рекомендации, поэтапно расписывали планы по выходу из кризисной ситуации совместно с руководством города. Данные рекомендации позволили многое сделать для оптимизации расходов, без сомнения. Так получилось, что основную часть мероприятий, которую разрабатывал край, пришлось реализовывать мне. Повторюсь, ничего нового я не придумывал. И не думаю, что здесь что-то новое нужно было придумывать, потому что экономические законы - они фундаментальны.

- Вячеслав Васильевич, каким вы видите вектор развития города в социальном и экономическом плане?

- Сегодня работа всей администрации направлена на то, чтобы справиться с последствиями сложной ситуации, в которую город попал в последнее время. И этот процесс займет не менее пары лет.

Буквально – как недавно озвучило свою позицию правительство, она выглядит следующим образом - не нужно брать на себя обязательств, если не исполнены предыдущие.

Что касается моей позиции в целом, то городу нужно разобраться с существующими долгами, а потом уже активно участвовать в новых программах. Но эта активность не должна идти в разрез разуму. По большому счету ситуацию, которая сложилась в городе, нельзя впрямую поставить в вину предыдущим руководителям. Наверное, они хотели сделать лучше. Не наверное, а без сомнения. Но, участвуя во множестве программ, не взвесили свои силы, и в какой-то момент городу надо было платить по всем взятым на себя обязательствам, а этих средств не было. И мы должны понимать, что любой муниципалитет, любой субъект существует по определенным правилам, в том числе бюджетного финансирования, взаимоотношений межбюджетных и с вышестоящим бюджетом. А не имея каких-то дополнительных доходов, форсировать какие-то программы, наверное, не очень правильно.

Артем Андреев

Фото: администрация Спасска-Дальнего