250657_era_karman.jpg

На протяжении двух последних недель жители Приморья различными способами пытаются выразить свое отношение к обязательной установке устройств системы «ЭРА-ГЛОНАСС», сообщает ИА "Дейта". 

Одни стоят на обочинах дорог с развернутыми плакатами, содержащими фразы: «Я против ЭРА-ГЛОНАСС», «ЭРА-ГЛОНАСС не работает у нас!» и «ЭРА-ГЛОНАСС залезет в карман каждому!». Другие выражают свое мнение, наклеивая стикер аналогичного содержания на стекло своего автомобиля.  Кто-то подписывает петицию, созданную на сайте «Российская общественная инициатива» с требованием отменить обязательную установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на транспортное средство. На сегодня под данным требованием подписалось более 8 тысяч человек.

Как отмечает автор петиции, помимо финансовых затрат, возникает вопрос возможности безупречной установки модулей системы (например, тревожной кнопки) в каждое конкретное транспортное средство, так как ни один автовладелец не захочет, чтобы салон транспортного средства был поврежден в результате установки модулей системы, что вполне возможно, поскольку сделать унифицированный вариант для всех ввозимых транспортных средств просто невозможно. «И, несмотря, на то, что система вводилась с благими намерениями, существует и ряд негативных факторов», - говорится в петиции.

Среди негативных моментов -  повышение стоимости машин, отсутствие у покупателя гарантии, что устройство будет корректно работать с электронными системами на японках и сомнения в том, будет ли оно работать на участках дороги «вне зоны действия сети».

Таким образом «система является искусственной заградительной мерой, снижающей конкуренцию, когда внутренний авторынок РФ получает более выгодные условия, чем ввозимые из-за границы транспортные средства, в результате чего страдает конечный покупатель», - заключает автор петиции.

Кроме этого, как стало известно, на 18 июня запланирован новый митинг против внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС, который планируют провести у привокзальной площади Владивостока.

Недовольство людей выглядит вполне оправданным. Различные скандалы начали сопровождать ЭРА практически с первых дней ее упоминания, а затем и появления в Приморье. Дефицит кнопок, случаи спекуляции, завышение ее стоимости, некорректная работа устройств, либо полное ее отсутствие, а к тому же до сих пор не проясненный вопрос законности применяемого «временного порядка» на территории Приморья — вот  с чем, в первую очередь, ассоциируется  «ЭРА-ГЛОНАСС» в Приморье.

Пожалуй, основополагающим во всей истории внедрения «ЭРА» на территории Приморского края остается буквально режущий глаз профессиональным юристам и не только им, вал законодательных пробелов и нестыковок.

Главная неясность состоит в том, а как вообще происходящее с «Эра-ГЛОНАСС» в Приморье может быть законно?

Напомним, правовыми основаниями для оборудования автомобилей системами и устройствами вызова экстренных служб являются  глава 5 Техрегламента, ФЗ № 395 (статья 8) и постановление правительства №557. Других известных официальных документов и распоряжений, подтверждающих законность применения временного порядка, в российском законодательстве на данный момент не появилось.

Согласно существующим нормам законодательства – устанавливать системы и устройства ЭРА-ГЛОНАСС должны на заводе-изготовителе транспортного средства.

То есть, любая установка «ЭРЫ» может производиться строго в заводских условиях, что, в принципе, логично, поскольку в случае вмешательства третьих лиц в «мозг и тело» автомобиля и вживление в него инородных предметов автоматически появляется вопрос  надежности и безопасности эксплуатации автомобиля.

Но, как мы видим, в Приморье место заводов-изготовителей заняли, что называется, «специально обученные люди» - официальные агенты АО ГЛОНАСС, готовые произвести установку при стартовой цене от 25 тысяч рублей.

Но самое большое недоумение вызывает применение предложенной оператором системы «временного порядка оборудования подержанных иномарок системой вызова экстренных служб». Такой процедуры нет ни в федеральном, ни в региональном, ни в иных нормативно-правовых актах. Да чего уж там, придуманный АО ГЛОНАСС «неписанный свод правил», существует только в виртуальном пространстве — на официальном сайте оператора. Документального подтверждения «временного порядка» не обнаружено.

Называется «следите за руками»: частная коммерческая структура обязывает федеральные ведомства исполнять предложенный ею же порядок. Например, Дальневосточная таможня  на запрос ИА «Дейта» так и ответила – основанием является порядок, предложенный АО ГЛОНАСС.  Изменений и дополнений в федеральные законодательные акты по этому поводу внесено не было, но придуманное коммерсантами соглашение является правилом, обязательным к исполнению. Несоответствие букве закона налицо. Поэтому,  как справедливо полагают эксперты, не стоит удивляться, когда вдруг история с ЭРА-ГЛОНАС в Приморье свернется (памятна недавняя история «конструкторов») - нет закона, нет и гарантий.

ИА «Дейта» неоднократно пыталось получить ответ от участников временного порядка на вопрос «На основании какого нормативно-правового акта данная процедура работает?».

Но ни в Дальневосточном таможенном управлении, ни в приморской прокуратуре четкого ответа получить не удалось. Последняя, впрочем, сообщила, что обращение агентства перенаправлено для рассмотрения в Министерство промышленности и торговли. Откуда был получен ответ. В нем ведомство, отвечая на вопрос, какими нормативно-правовыми актами регламентирован временный порядок установки устройств и систем на территории Приморья, указывает, что АО «ГЛОНАСС» является оператором Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а далее, (внимание): «по мнению Департамента, оператор Системы может устанавливать в рамках предоставленных законодательством полномочий административные процедуры в отношении порядка оснащения транспортных средств устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб». «По мнению». Ссылок на законы и постановления опять нет.

Никаких иных оснований, кроме «мнения», Министерство промышленности и торговли не называет. Далее:  «в целях приведения в соответствие требованиям технического регламента ввозимых единичных транспортных средств, для осуществления их последующей эксплуатации оператором Системы разработан временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте оператора Системы».

Не желая делать преждевременных оценок, ИА «Дейта» попросило юриста, специализирующегося на правовых вопросах в области дорожного движения, Александра Шакуро прокомментировать полученный ответ министерства.

Справка: согласно Федеральному закону №395 (от 2013 года), АО ГЛОНАСС имеет следующие весьма ограниченные полномочия: оператор развивает системы, организовывает, обеспечивает их функционирование в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными актами РФ. Обеспечивает сбор и обработку информации, обеспечивает взаимодействие системы с иными информационными системами. Является владельцем сертификата ключей электронной подписи и устанавливает их владельцев.

«Законом не предусмотрено, что оператор АО ГЛОНАСС имеет право устанавливать некие административные процедуры. Ничего про издание оператором нормативно-правовых актов в сфере деятельности ЭРА-ГЛОНАС в федеральном законе не сказано», -  обращает внимание юрист.

У АО ГЛОНАСС просто отсутствуют какие-либо полномочия по разработке нормативной документации, которой должны руководствоваться участники, и уж тем более органы исполнительной власти, в лице таможни, подчеркивает Александр Шакуро.

Вместе с тем, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, в части, касающейся  особенностей перемещения товаров для личного пользования - находящихся в собственности или владении физического лица, перемещающего транспортное средство через границу исключительно в личных целях, а не для коммерческих, не применяются меры тарифного и технического регулирования. Что подтверждает и приводимая экспертом недавняя судебная практика. Так, согласно апелляционному требованию Брянского областного суда от 24.02.15 №33-368/2015, указано, что «при таможенном декларировании ТС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предоставление таможенным органам документов о соответствии паспортных средств техническим регламентам или сведений о таких документах для получения паспорта не требуется.

«Я полагаю, что оператор системы применительно к тому, что АО ГЛОНАСС является организатором всей этой деятельности, должен был бы каким-то образом выйти с предложением к органам законодательной власти, к правительству, о внесении изменений в ФЗ №395, который на данный момент четко гласит -  устанавливать устройства и системы могут лишь на заводе-изготовителе автомобилей. Видя, к тому же, что в данных обстоятельствах соблюсти права и интересы граждан, осуществляющих ввоз в Россию вторичных транспортных средств, невозможно», - считает эксперт.

«Порядка полугода мы говорим о том, что федеральный закон не соответствует сложившейся обстановке и нарушает права граждан, но оператор не предлагает внесение изменений в закон, а происходящее сегодня в Приморье законом не предусмотрено. С одной стороны, временный порядок решает проблему, но с другой - завтра кто-то из законодателей или контролирующих органов встанет не с той ноги, и скажет «А, ну-ка все аннулируйте!». 

Тем временем, известно, что в Японии ждут отправления в Россию тысячи автомобилей. Причина задержки – ЭРА-ГЛОНАСС. Более того, многие автомобили, ввезенные автодилерами еще в феврале, до сих пор не получили ПТС, потому что «кнопок», пусть и сомнительной законности, дождаться не могут. Спекулянты предлагают их по цене в 70 тысяч, а очередь, организованная Сумотори все время меняет конфигурацию.

Андрей Горюнов

Фото: @era_glonass