250686_kid_106938_960_720.jpg

Мозг детей из богатых и бедных семей развивается по-разному, сообщает ИА «Дейта» со ссылкой на Российскую газету.

Ни для кого не секрет, что в богатых семьях дети лучше учатся, читают, выполняют различные тесты, чем дети в семьях бедных. У первых выше шанс пробиться наверх, построить успешную карьеру. Бедные, как правило, не заканчивают престижных колледжей, чаще остаются безработными. Это не жесткий закон для всех, но работает в подавляющем большинстве случаев.

Каждый ученый, изучающий законы развития общества, с уверенностью скажет о причинах такого положения – социальное неравенство и все его нюансы. Американскими учеными замечена еще одна – разное развитие мозга у детей из богатых и бедных семей. Если конкретнее, несколько исследовательских групп обнаружили разницу в размере гиппокампа – части мозга, отвечающей за формирование памяти. Разница есть и в размере коры мозга – у детей из бедных семей ее площадь в среднем на 6% меньше, чем у детей из благополучных. Чаще разница наблюдается в зонах, связанных с пониманием речи и самоконтролем.

Аналогично и с толщиной коры. Известно, что с возрастом она уменьшается, однако в семьях с низким доходом резкое ее уменьшение начинается уже в детстве, когда как в богатых процесс растягивается до позднего подросткового возраста. Мозг бедных детей в связи с этим теряет способность меняться, чтобы обеспечить обучение различным дисциплинам.

По итогам, различия в структуре мозга есть. Но действительно ли размеры гиппокампа, площадь и толщина коры имеют такую сильную связь с когнитивными способностями?

Американцы Сет Поллак и Джон Габриель утверждают, что связь такая имеется. Такими различиями, по их словам, объясняются от 15 до 45% случаев неуспеваемости бедных детей в школе. Это заявление ответственное и требует проверки, считают оппоненты, ведь авторы рискуют быть обвиненными в нарушении политкорректности.

С чем же связано это различие в мозгу детей из бедных и богатых семей? Может быть, причина в питании? Обеспеченные дети потребляют достаточное количество необходимых элементов для нормального развития мозга, у бедных же с дефицитом денег появляется и дефицит полезных веществ в еде. А может, влияют стрессы в семье, воспитание, качество школы, или вообще все вместе? У науки на эти вопросы пока ответов нет.

Важно также понимать, что эти различия у детей проявляются уже в постнатальный период – рождаются все одинаковыми.

Нобл Кимберли, нейробиолог из Педагогического колледжа Колумбийского университета, подчеркнул, что комментировать подобные результаты стоит очень аккуратно, ибо корреляция между доходами семьи и когнитивными способностями не является причинно-следственной связью. По крайней мере, пока нейробиологи не могут дать однозначного ответа, где причина, а где следствие.

А чтобы найти ответ, ученые планируют провести эксперимент – на три года увеличить семейный доход большой группе бедных семей, где дети только-только родились, чтобы увидеть, как развивается их мозг. Также ученые пронаблюдают за факторами вроде стрессов, качества семейной жизни и другими.

Альберт Тихомиров

Фото: pixabay