В 1896 году Российская империя получила концессию на постройку и эксплуатацию Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Было образовано частное, но полностью контролируемое правительством акционерное общество с правом эксплуатации дороги в течение 80 лет со времени открытия движения. По истечении срока дорогу должны были бесплатно передать Китаю. Вдоль проектируемой линии выделялась так называемая полоса отчуждения КВЖД, на которой действовали российские законы. По составленному проекту КВЖД начиналась от границы с Забайкальем (станция Маньчжурия), проходила через реку Сунгари, на пересечении с которой вскоре был построен город Харбин - административно-хозяйственный центр дороги, и примыкала к Уссурийскому краю (станция Пограничная). От Харбина на юг шла линия до Порт-Артура на Желтом море. Всего предстояло уложить 2527 километров пути. Строительство дороги началось летом 1898 года. Для укладки пути в максимально сжатые сроки и открытия рабочего движения по линии возводились временные искусственные сооружения, подлежавшие вскоре замене на постоянные. Широко практиковались объезды перевалов, которые в будущем должны были пересечь тоннели. Спешка объяснялась необходимостью доставки огромного количества строительных материалов на участки, большая часть которых находилась в малонаселенных районах Маньчжурии. Для строительства КВЖД была создана флотилия, включавшая 18 пароходов, 60 барж, 4 катера и землечерпалку, сооружались заводы, склады, пристани, верфи, организована работа почты и телеграфа. По всей линии работало одновременно до 200 тысяч китайских рабочих под руководством русских специалистов. Помимо рядовых проблем строительство тормозили бедствия чрезвычайного характера. В 1899 году вспыхнула эпидемия чумы, что привело к остановке работ и прекращению доставки материалов из Приамурья из-за введенного карантина. Через год в Китае началось народное восстание (ихэтуаней), направленное против всех европейцев на территории страны. В результате две трети уложенного пути и многие постройки подверглись разрушению, были и человеческие жертвы. Характерные для тех мест обильные ливни приводили к размыву отстроенного полотна. Строителям КВЖД не раз приходилось все начинать с начала, восстанавливая разрушенные объекты. Несмотря на тяжелейшие условия работ, 21 октября (по старому стилю) 1901 года укладка пути на всем протяжении дороги была завершена, Великий Сибирский рельсовый путь был сомкнут. Всего на дороге было построено 912 металлических и 258 каменных арочных мостов, 9 тоннелей. Открытие же сквозного движения полностью по российской территории связано с окончанием строительства Амурской железной дороги и пуском моста через реку Амур в октябре 1916 года. 14 июля 2003 года на станцию Гродеково Владивостокского отделения ДВЖД намечается прибытие из Хабаровска и Владивостока спецпоезда с группой представителей региональных, центральных и зарубежных СМИ. Они ознакомятся с работой и ходом реконструкции пограничного перехода на станции Гродеково, обеспечивающего большие объемы грузовых и пассажирских перевозок между Россией и Китаем, посетят новый погранпереход в Китай на станции Камышовая и станцию Хасан на границе с КНДР.