Премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ, посетивший Владивосток в рамках визита в Дальневосточный регион, разочаровал приморцев. Вопреки ожиданиям, он не ругал строителей и местную власть за громкие скандалы на стройках саммита АТЭС, который в сентябре пройдет на острове Русском, и не назвал конкретных виновных в плохой работе. Открыв мост на остров, он лишь поручил региональной власти тщательнее следить за строительством.

Если бы не рухнула подпорная стена на участке трассы Седанка–Патрокл, визит главы правительства во Владивосток был бы пафоснее и весомее. Премьер перерезал бы ленточку не только на мосту через пролив Босфор Восточный, но и запустил бы движение по его «младшему брату» – мосту через бухту Золотой Рог. Этот мост, соединяющий две части города, куда важнее для города – не зря художники рисовали этот воображаемый мост на открытках еще в прошлом веке. Несомненно, Дмитрий Медведев говорил бы, что эти объекты строились не только к саммиту, а что они воплотили вековую мечту нескольких поколений горожан. Но премьер произнес вчера только первую часть предсказуемого монолога.

Приморцы все же ждали, что тон премьера будет резче, последуют заявления о виновниках в разворовывании денег, выделенных к саммиту; о превышении строителями строительных смет и страховок, о которых говорят даже местные ревизоры; о результатах проверок части возведенных к форуму объектов. Но Медведев лишь попросил сделать выводы из ситуации с обвалом на участке дороги Седанка–Патрокл: «Строители быстро восстановили дорогу, но нам необходимо извлечь уроки. Важно, чтобы соблюдались все нормы строительства. Уверен, что качество будет. Там, где оно чуть хуже, поправим аккуратненько. Мы это тоже умеем, вы знаете». И настоятельно попросил региональную власть контролировать строительство.

Премьер удивил горожан многими высказываниями, и особенно сообщением на заседании координационного совета о скорой сдаче театра оперы и балета. Этому амбициозному сооружению для окончания строительства не хватает еще 1,6 млрд. руб. Зато о том, что два пятизвездочных отеля, возводимых для гостей саммита, переведены региональными властями в резерв, разговора не было. Дело в том, что часть номеров задействуют только в том случае, если кто-то из гостей останется на улице.

Но праздник все же был: перерезание ленточки на мосту, связывающем материковую часть города с островом Русский, где в начале сентября пройдет саммит АТЭС. Мост через пролив Босфор Восточный (длина – 1104 метра, высота конструкции – 70 метров над водой, вес – 3,5 тыс. тонн) был построен в рекордные сроки: работы начались 25 июля 2008 года, закончены в апреле этого года. Генподрядчиком выступала строительная компания ОАО «УСК «Мост», проектировщиком и субподрядчиком – НПО «Мостовик».

Несмотря на то, что мост через пролив сложнее и длиннее, чем через бухту Золотой Рог, он был сдан в проектный срок. Хотя в этом сомневались не только обыватели, но и эксперты. А гендиректор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) Виктор Гребнев, строящий мост через Золотой Рог, в 2008 году утверждал, что это невозможно технологически – не хватит времени.

Во время строительства моста на остров Русский с этой стройки не просочилось ни одного скандала. А судьба его «младшего брата» не задалась с «зачатия»: сначала от торгов отказались иностранные компании, понимающие, что за 41 месяц мост качественно не построить. Объект отдали ТМК, не имеющей подобного опыта, но получавшей самые лакомые кусочки саммитовских проектов (в том числе трассу Седанка–Патрокл, где рухнула подпорная стена). Затем субподрядчик – ОАО «Дальмостострой» – приложил к мосту судебный иск почти на 800 млн. руб. за проведенные, но неоплаченные работы. А в декабре 2011 года на мосту случился серьезный пожар, за что он получил неромантическое название – паленый.

Вчера про паленый мост Дмитрий Медведев не вспоминал, а ведь мосты – это части единой дорожной сети между материком и островом Русский. Не запустят к саммиту один – второй бесполезен. Если Русский мост, отрытый вчера Медведевым, для городского транспорта обещают запустить к 1 августа, то дата начала эксплуатации «младшего брата» отложена на неопределенный срок. «Три недели шли дожди, а в такую погоду асфальт укладывать нельзя. Еще нет результатов повторной экспертизы, ведь вместо четырех полос движения, предусмотренных проектом, мы за те же самые деньги сделали шесть полос. Сейчас ждем, когда документацию приведут в порядок», – объяснил СМИ накануне визита премьера гендиректор ТМК Виктор Гребнев. Впрочем, в компании утверждают, что сдача моста в эксплуатацию к саммиту АТЭС «не вызывает сомнений», пишет «Независимая газета».