С наступлением осени тема возможного бензинового кризиса в крае  вновь начала будоражить умы приморцев – призраки очередей и закрытых АЗС стали оживать в головах, и без того растревоженных Саммитом и выборами граждан.

При этом большая часть потенциальных потребителей склонна полагать, что любой топливный кризис – не что иное, как сговор самих нефтянников, с целью еще больше задрать цены и выкачать последнюю трудовую копейку из карманов простых приморских автомобилистов.

Руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев заявил, что на сегодняшний день возникновение дефицита бензина на Дальнем Востоке и в Приморье вполне возможно. Более того, по его словам, с этим прогнозом согласны и в Министерстве экономического развития России.

Основную причину возможных перебоев г-н Румянцев видит в том, что при нынешней отпускной цене бензина нефтяным компаниям не выгодно проводить модернизацию производственных мощностей и соответственно увеличивать производство и поставку на рынок этого вида продукции.  По словам представителя НК «Альянс», его компания не зарабатывает на бензине уже почти год. Деньги нефтяникам приносит в основном работа с мазутом. Вместе с тем, нынешнюю ориентацию компании на тяжелые фракции Румянцев назвал примитивом и вчерашним днем.

Такое заявление вызывает удивление экспертов, ведь, если следовать логике Андрея Румянцева, то получается, что компания, которая имеет розничную сеть из, более чем, 170 АЗС не получает с них прибыль.

Андрей Румянцев объяснил, что на сегодняшний день доля бензина в общем объеме производства нефтеперерабатывающих заводов составляет порядка 20%, что является незначительным показателем. Он добавил, что например модернизация завода НК «Альянс» обойдется в 1,4 миллиарда долларов. Но вкладывать в нее такие суммы нет смысла, пока торговля бензином идет в убыток, а цена на него сильно отстает от той, какая, например, в странах Европы или Южной Корее.

По мнению экспертов независимого рейтингового проекта «Дальрейт», компанию в данном случае понять можно, она ориентирована на получение прибыли, но бензин давно перестал быть просто рыночным продуктом, во многих случаях это еще и один из факторов социально-политической стабильности в отдельно взятом регионе. В данном случае руководствоваться исключительно экономическими механизмами было бы несколько недальновидно, если и не стороны нефтяных компаний, то с позиций органов государственной власти уж точно.

Вместе с тем, даже  при подходе к производству бензина по остаточному принципу происходят и позитивные перемены.

Андрей Румянцев в частности рассказал о том, что НК успешно провела переговоры с «Транснефтью» о подключении к  Восточному нефтепроводу и прокладке трубы от него длиной 28 километров в Хабаровск. Именно по нефтепроводу в 2014 году компания рассчитывает получить 2 миллиона тонн нефти, а уже в 2015 году – 5 миллионов тонн. Румянцев отметил, что прокачка по нефтепроводу будет дешевле и удобней железнодорожных перевозок. Но суммы, затраченные на нефтепровод и прокачку по нему, он озвучивать не стал, сославшись на обязательство перед «Транснефтью» не раскрывать подробности сделки.

Возможно даже такая, своего рода, экстенсивная модернизация будет способствовать увеличению поставок бензина и автомобильного дизельного топлива на приморский рынок и в некоторой степени снизит возможность возникновения дефицита этих видов топлива.