Окончание 2012 года для авиакомпании «Владивосток Авиа» ознаменовано еще одним важным историческим фактом — завершением эксплуатации самолёта Як-40. Более 40 лет в небе Приморья — это солидный стаж для первого отечественного реактивного минилайнера. Об этом ИА "Дейта" сообщили в пресс-службе ОАО "Владивосток Авиа".

Ровно сорок два года назад, 12 января 1971 года, во Владивостокское авиапредприятие прибыл первый реактивный мини-лайнер Як-40 с бортовым номером 87710, ныне заслуженный ветеран приморских воздушных трасс. Через неделю к первому самолету присоединился второй — с бортовым номером 87698. В конце января 1971 г. Як-40 начал регулярные полеты с пассажирами по маршруту Владивосток — Хабаровск — Комсомольск.

Ввод в строй новых реактивных мини-лайнеров Як-40 стало символом начала новой эпохи в истории авиапредприятия. Самолет успешно заменил старые поршневые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14. В то время о Як-40 говорили так: «Комфорт международных трасс на местных линиях».

Рабочие места в экипаже первого Як-40 были доверены опытным специалистам. Командирское кресло занял первый в Приморье пилот первого класса С.В. Дьяков, безаварийно налетавший к тому времени на самолетах По-2, Ш-2, Ан-2, Ли-2 более 10000 часов. Вторым пилотом стал командир Ли-2 А.И. Колесников, с 14-летним стажем в приморском небе. А место бортмеханика доверили С.Ф. Хоренко, в свое время одному из первых освоившему наземное обслуживание Ан-2 и Ту-104, а затем девять лет пролетавшему бортмехаником на Ли-2.

Самолет пришелся по душе абсолютно всем — и пилотам, и пассажирам. Три реактивных двигателя и вспомогательная силовая установка в хвостовой части фюзеляжа, крылья с малой стреловидностью и непривычно большой площадью, шасси с мощной амортизацией и колесами большого диаметра дали возможность эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной не более 1000 метров и выполнять крутые виражи в горных ущельях. Уютный герметичный пассажирский салон с мягкими креслами, кондиционированием, вентиляцией, туалетом, гардеробом и встроенным трапом стали хорошим подарком пассажирам местных линий.

Увеличению безопасности и регулярности полетов способствовал и пилотажно-навигационный комплекс, дающий возможность совершать взлеты и посадки на оборудованных аэродромах при метеоминимуме 2-й категории IСАО. Уже с первых рейсов 24-местный салон (позднее число мест увеличили до 30-32) не испытывал недостатка в пассажирах. 70-е годы прошлого столетия стали для Владивостокского авиапредприятия временем массового внедрения Як-40 на местных и региональных авиалиниях.

Многие годы Як-40 выполнял полеты по местным воздушным линиям на аэродромы с грунтовым и искусственным покрытием: Лучегорск, Арсеньев, Сергеевка, Спасск Дальний, Пластун, Единка, Чугуевка, Кавалерово. Кроме полетов в пределах Приморского края Як-40 успешно использовался на региональных авиалиниях, связывающих Владивосток с Хабаровском, Благовещенском, Чегдомыном, Чульманом, Якутском, Комсомольском-на-Амуре, Николаевском, Охотском, Советской Гаванью, Южно-Сахалинском. С середины 70-х годов Як-40 как базовый самолет уверенно занял первое место по количеству отработанных летных часов (около 2000 часов в год на одно воздушное судно), оставив позади Ан-2 и вертолеты. Владивостокский объединенный авиаотряд по количеству собственных Як-40 (19 штук) входил в десятку крупнейших в СССР владельцев авиапарков Як-40.

Самолет с успехом использовался в народном хозяйстве, выполняя охрану двухсотмильной экономической зоны, в программе чартерных рейсов по России и за рубеж. Осенью 1992 года на Як-40 был выполнен чартерный рейс на африканский континент, в Джибути. Это был первый международный рейс в истории развития авиапредприятия. Затем география международных маршрутов Як-40 расширилась городами стран АТР: Ниигата, Тояма, Харбин, Сеул, Пусан.

Понимая важность сохранения исторической памяти образцов отечественной авиатехники, в канун празднования 75-летия гражданской авиации Приморья в 2007 году, один из таких самолетов был установлен на вечную стоянку рядом с привокзальной площадью аэропорта Владивосток. С этого дня мемориал неизменно вызывает большой интерес у гостей аэропорта и свадебных кортежей — люди с удовольствием фотографируются на фоне белоснежного самолета с фирменной раскраской «Владивосток Авиа». А в 2010 году руководством авиакомпании было принято решение о передачи второго самолета Як-40 в качестве экспоната в Дальневосточный музей авиации в городе Арсеньеве.

В минувшем году, после прохождения очередного аудита IOSA, наше авиапредприятие было вынуждено прекратить выполнение полетов самолетов Як-40. 25 декабря 2012 года стал заключительным днем успешной многолетней эксплуатации воздушных судов этого типа в нашей авиакомпании.

Сегодня на смену Яку приходят новые современные типы самолетов, и на их фоне он уже выглядит очень скромно. Но все мы отлично знаем и ценим неоспоримые заслуги этого настоящего самолета-трудяги, на плечах которого, по большому счету, вставала на крыло и развивалась гражданская авиация Дальнего Востока.