Итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют о снижении популярности протестных акций. Последний митинг оппозиции 6 мая вызвал меньший резонанс, чем прошлогодний "Марш миллионов" на Болотной площади, констатируют социологи.

Согласно данным ВЦИОМ, о митинге 6 мая 2013г. слышали 44% россиян, в прошлом году их было 52%. Наибольшую эрудированность в этом вопросе продемонстрировали жители Москвы и Петербурга.

Респонденты рассказали и о мотивах, вынуждающих людей выходить на улицы. В числе самых популярных причин оказались недовольство властью (21%), уровнем жизни (10%) или итогами выборов (4%), разочарование в политике президента Владимира Путина (2%).

При этом россияне не могут назвать лозунги, с которыми оппозиционеры выходят на митинги: 68% респондентов затруднились назвать хотя бы один лозунг последней акции оппозиции, 4% не запомнили ни одного призыва.

Среди наиболее популярных требований - призывы смены власти (6%), "Долой Путина!" (5% против 18% год назад), "За честные выборы!" (4%). По традиции в список попали призывы "Свобода политзаключенным!", "Повысить зарплаты, пенсии!" (3%), "Свобода, равенство, демократия!" (2%).

Уровень поддержки оппозиционных митингов существенно не меняется, делится неожиданным выводом ВЦИОМ. Лояльно к акциям оппозиции относятся 27% россиян. В то же время выйти на марш или митинг готовы лишь 7% опрошенных. Треть россиян воспринимают акции безразлично (35%), почти столько же - негативно (32%).

Большинство респондентов придерживаются мнения, что митинги оппозиции продолжатся и в будущем, но станут менее массовыми и заметными (39% опрошенных). 19% россиян полагают, что пик популярности оппозиционных шествий пройден. При этом 23% россиян верят, что популярность митингов будет нарастать. Жители больших городов чаще других разделяют эту точку зрения (31%).

Комментируя причины подобного положения вещей, глава ВЦИОМ Валерий Федоров в разговоре с "Коммерсантом" заявил следующее: "Год назад "Марш миллионов" 6 мая был писком моды - это была первая акция с мордобоем. Причем прошла она перед инаугурацией, был большой резонанс. Сейчас митинги - это рутина. Акции стали редкими и меньшими по численности, для населения они ушли из повестки".

Россияне критически относятся к участникам оппозиционных митингов, характеризуя их следующим образом: по словам 29% респондентов, участники акций получают деньги за митинги; 23% полагают, что оппозиционеры попросту имеют много свободного времени. 11% опрошенных уверены, что митингующих заставляют выходить на улицы. При этом 50% россиян полагают, что в маршах участвуют те, кто хочет выразить свое мнение о политике властей.

"Оппозиционеры пытаются присвоить лозунги из левой повестки, но люди в норковых шубах и джинсах Armani, которые кричат: "Спасите российское образование!", не вызывают доверия", - прокомментировал ситуацию глава ВЦИОМа.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18-19 мая 2013г., социологии опросили 1 тыс. 600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. РБК