Об этом заявил журналистам гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей ЧЕМЕЗОВ.

«АвтоВАЗ», построенный в 60-е годы при участии итальянского концерна Fiat, до сих пор остается крупнейшим автопредприятием России, однако его модели уступают иномаркам качеством и постепенно теряют рынок. Многочисленные попытки создать конкурентоспособный российский автомобиль пока успехом не увенчались. Модернизации предприятия до последнего времени мешала сложная и непрозрачная структура собственности.

«Рособоронэкспорт» пришел к руководству «АвтоВАЗом» в конце 2005 года, консолидировав около 75 процентов акций. По словам Чемезова, государственная компания готова продать 25 процентов акций, оставив контрольный пакет за собой. «Пока нет планов выходить из участия в заводе», - подчеркнул он. Чемезов не детализировал планы сотрудничества. «Главное, чтобы наш партнер дал возможность развиваться заводу», - сказал он.

Однако, по мнению аналитиков, речь идет не о производстве иномарок в России, а о выпуске новых российских моделей с использованием западных технологий. Иностранный партнер мог бы предоставить их в обмен на доступ к масштабной дистрибьюторской сети АвтоВАЗа в России и его производственным мощностям.

Финансовые аналитики оценивают блокирующий пакет «АвтоВАЗа» в 300-400 млн. долларов. Это не первая попытка заполучить для «АвтоВАЗа» стратегического партнера. Велись, в частности, переговоры с Renault, однако партнерство не складывалось, поскольку государство ранее было не готово расстаться с 25 процентами акций.

«Западные производители не хотят вливать деньги и, главное, делиться технологиями с АвтоВАЗом, не располагая хотя бы блокпакетом», - пояснила эксперт инвестиционной компании Financial Bridge Ольга Шкред.
Стратегический партнер будет выбран до конца 2007 года, сообщил Чемезов. Среди потенциальных претендентов Чемезов назвал Fiat, Renault, Magna и Porsche . Упоминание производителя сверхдорогих гоночных автомобилей в связи с «АвтоВАЗом» некоторые российские эксперты назвали «шуткой века».
«АвтоВАЗу нужен партнер, знающий как создавать и производить недорогие машины, - заявил эксперт финансовой компании «Уралсиб» Кирилл Чуйко. - Такой как Magna, Renault или Chevrolet».

Представители Porsche не опровергли заявления Чемезова, но были сдержанны в прогнозах. «Мы не отрицаем коммуникаций с компанией АвтоВАЗ, но говорить о каких-либо договоренностях с нашей стороны неправомочно», - заявила директор по маркетингу и PR компании Porsche Russland Оксана Хартонюк.