К примеру, водитель ведет автобус на дальнее расстояние, скажем, в другой город. На трассе у него нет необходимости отвлекаться на светофоры, не приходится делать частые остановки. Как тут не погрузиться в свои мысли: вспомнить незавершенное дело или нерешенную проблему. Хитрая система сразу же обнаружит, что уровень бодрствования водителя снизился, — тут же подаст предупреждающий звуковой сигнал.

Если в течение семи секунд водитель не нажмет педаль тормоза, не включит указатель поворота или же не воспользуется кнопкой обратной связи, прибор начнет будить его. В машине сработает световая аварийная сигнализация, загорится свет в салоне и т.д. Если в течение пяти минут устройство сработало три раза — это сигнал водителю о том, что он устал, поэтому целесообразно прекратить движение, чтобы отдохнуть.

Систему разработал московский ЗАО «Нейроком». Опытная эксплуатация нового устройства была организована БелНИИТ «Транстехника» совместно с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси и длилась четыре месяца. Испытания проводились на базе филиала «Автобусный парк №2» КУП «Минсктранс». Прибор был установлен на автобусе марки МАЗ-152, осуществляющем перевозку пассажиров в междугородном сообщении. Первыми испытателями стали водители Евгений Шапутько и Виктор Рыжкович, совершившие во время предварительных испытаний тринадцать поездок.

Эксперимент показал, что новое устройство вполне может контролировать уровень бодрствования водителя и не позволит ему заснуть за рулем.