Министерство энергетики России готово рассмотреть предложение "Транснефти" о введении дополнительных составляющих в тариф на прокачку нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

- Нужно ситуацию глубоко изучить, - приводит "Прайм" заявление министра энергетики России Александра Новака.

- Конечно же, есть фактор премиальности восточного направления по отношению к западному. С этим нужно тоже определиться, что дальше делать, - отметил министр, сообщает "Интерфакс".

Он напомнил, что на данный момент премия на восточном направлении к поставкам Европу составляет от $30 за тонну. То есть в перспективе необходимо определиться, что делать: сохранять такую премиальность или уменьшать, заключил министр.

Заявление министра стало реакцией на инициативу "Транснефти" установить дополнительную надбавку к тарифу на экспортные поставки нефти по ВСТО. Соответствующее письмо компания отправила в Минэнерго России и Федеральную службу по тарифам.

Основанием для такого предложения стала сверхприбыль, которую нефтяные компании извлекают, продавая российскую нефть. В восточном направлении она особенно велика - ВСТО позволяет нефтяникам дополнительно получать в сравнении с экспортом в Европу на каждой тонне сырья от $35 до $50. Такая сверхприбыль создала ажиотаж вокруг свободного места в трубе.

- "Транснефть предлагает из этой экспортной сверхприбыли $10 направлять на расширение мощности трубопровода, другие $10 - в бюджет, а оставшаяся премия нефтяников – от $15 до $30 - все равно оставит восточное направление крайне привлекательным, - пояснил советник президента "Транснефти" Игорь Дёмин.

Он отметил, что каждые $10 с тонны, направляемые в бюджет при планируемом экспорте, в итоге дадут 15-20 млрд руб. в год. По его мнению, эти деньги могли бы стать основой бюджета министерства по Дальнему Востоку.

Читайте также: Минвостокразвития может подсесть на нефтяную иглу

Как ранее сообщало ИА «Дейта», эти платежи не повлияют на инфляцию и цену бензина, так как касаются только зарубежных поставок. Возможно, цена топлива даже снизится, потому что перерабатывать нефть в России станет выгоднее, чем продавать за рубеж. Если будут приняты предложенные "Транснефтью" изменения в тарифе на прокачку нефти по ВСТО, Дальневосточный федеральный округ может получить дополнительно до 20 млрд рублей в год.

Конечно, если смотреть на вещи реалистично, бензин на Дальнем Востоке всё равно будет дорожать, но медленнее, чем могло бы быть. Стоить дешевле топлива на АЗС в Китае он не станет, но останется значительно дешевле бензина на японских заправках. Конкретные цены могут очень сильно различаться даже на соседних АЗС, принадлежащих разным владельцам. Поэтому делать прогнозы о средней цене в регионе сегодня некорректно, считают эксперты.

Ранее пресс-секретарь НК "Альянс" утверждал, что транспортная составляющая в литре бензина при текущей транспортировке нефти на дальневосточные НПЗ по железной дороге – 3,40 руб. По мнению экспертов, транспортная составляющая в литре бензина при переходе на доставку сырья по "заводским" отводам нефтепровода ВСТО сразу упадёт на 50 копеек. Если нефтяники поведут себя честно с потребителями и не будут пытаться нажиться за их счёт, то цены на заправках моментально снизятся где-то на 10% (2,9 руб. с литра).

Читайте также: У нефтяников могут отнять сверхприбыль