Первая международная олимпиада школьников по экспериментальной физике International Experimental Physics Olympiad – 2013 проходила в Москве с 28 ноября по 6 декабря. В личном зачете золотую медаль получил ученик 9-го класса Владивостокской школы №23 Гордей Зикрацкий, а серебряную медаль ученица 10-го класса Гимназия №1 Ирина Понамарева. В олимпиаде принимали участие 170 школьников из 6 стран - России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Болгарии, Словакии, сообщили ИА "Дейта" в пресс-службе администрации города Владивостока. 

Наша страна была представлена семнадцатью регионами – от Приморского края до Калининградской области. В состав каждой команды входили 9 человек: по два школьника от каждой параллели (8, 9, 10, 11 класс) и один руководитель. Каждый школьник выполнял 6 экспериментальных задач, которые разработали специально для этой олимпиады члены международного жюри. В него вошли представители России, Беларуси, Болгарии, Словакии, Литвы, Польши, Эстонии и Колумбии. Также в составе жюри были студенты МФТИ – победители и призеры Международных физических олимпиад прошлых лет. На олимпиаде были предусмотрены командный и личный зачет.

«Уникальность этой олимпиады в том, что она была именно экспериментальная», – пояснил один из организаторов мероприятия директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Он добавил, что «физика – наука практическая, но современная школа оторвалась от этого правила, и поэтому многим школьникам предмет не нравится». По словам Ивана Ященко, знания по физике у среднестатистического школьника в России очень плохие: «Например, 2/3 одиннадцатиклассников не могут ответить на вопрос: почему зимой холодно, а летом – тепло».

 Вместо подстановки формул школьникам на олимпиаде предоставили возможность проводить собственные эксперименты. У каждого было специально оборудованное рабочее место, защищенное от посторонних глаз, рассказал главный организатор олимпиады Алексей Якута: «Задания были очень сложные, но находились дети, которые решали большую часть из них». Суть большинства заданий – сделать свое маленькое открытие. Например, школьнику давалось несколько предметов, с помощью которых следовало определить коэффициент трения между листами бумаги.

Гран-при олимпиады получили школьники из Болгарии, первое место в общекомандном зачете заняли школьники российской столицы, второе – из Новосибирска, третье – из Мордовии.