28 декабря в 18:00 в кинозале Центра современного искусства «Заря» (Проспект 100 лет Владивостоку, 155, цех 2) состоится показ независимого авторского кино о советской электронике «Электро Москва». Работа Елены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера – это сказка о свободном творческом духе, который расцветает на поле товарного дефицита за тяжелым железным занавесом. Вход на сеанс свободный.

«Электро Москва» – новый документальный хит от режиссеров Елены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера, гарантирующий полное погружение в «авантюрную» повседневную жизнь музыкантов, изобретателей и художников эпохи первых советских синтезаторов. Фильм, снятый на деньги Министерства культуры Австрии, был показан на 25 международных фестивалях и признан журналом Dazed & Confused одним из лучших фильмов об обратной стороне жизни в СССР. 

Основная линия фильма - история советской электронной музыки и аналоговых синтезаторов, собранных на военных заводах из бракованных деталей. На этих синтезаторах невозможно было играть в традиционном смысле этого слова из-за их полной неуправляемости и непредсказуемости. Но именно это качество придавало им неповторимый шарм и толкало авангардных музыкантов на поиски нового звучания. Сопровождая героев фильма, погружаясь в повседневную жизнь музыкантов, изобретателей и художников, режиссер фильма представляет нам СССР в очень личном и субъективном аспекте восприятия.

Фильм «Электро Москва» – результат восьми лет работы Елены Тихоновой, дочери научных работников из засекреченного обнинского НИИ. На протяжении нескольких лет авторы ленты занимались поисками в России создателей самодельных синтезаторов и исследователей электронного звука. Увлекательное киноэссе открывает изобретатель, физик и музыкант Лев Термен, создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокса (1919) – одной из первых телевизионных систем, а также бесчисленного количества невероятных приборов, изобретенных им во время работы в секретных научных лабораториях КГБ.

«Чем больше мы углублялись в эту тему, тем четче мы стали осознавать, что советские инструменты и электронная музыка рассказывают историю намного более глобальную, чем просто музыкальную. История советской электронной музыки показалась нам сильной аллегорией, раскрывающей специфику жизни простого советского человека, жизни в России как она есть, где люди творят не благодаря, а вопреки системе. В немецкоговорящем мире даже есть идиома «auf russisch machen» — «сделать по-русски». Она употребляется тогда, когда нужно срочно что-то изобрести или починить подручными средствами, любыми способами быстро решить возникшую проблему. С творческой жилкой, как говорят у нас. Мы решили, что это одна из составляющих того, что делает нас, русских, такими, какие мы есть», – считает Елена Тихонова.

Фото: echecsclubcorbas.fr