При этом примерно 95 процентов туроператоров предпочли банковским гарантиям приобретение полиса страхования ответственности, пишет «Российская газета».

Напомним, что щадящий режим, предусмотренный законодательством РФ в отношении формирования финансовых гарантий на 2007 год, предписывает туроператорам сформировать только половину резерва - минимум 5 миллионов рублей для компаний, специализированных на международном туризме, и 500 тысяч рублей - на внутреннем. В следующем году "ставки" поднимутся ровно вдвое и закрепятся на этом уровне.

Отмена лицензирования привела к серьезной перестановке игроков в турбизнесе. Число туроператоров, вошедших в единый реестр, сократилось почти втрое по сравнению с количеством туристических компаний, ранее имевших лицензию на операторскую деятельность. А это значит, что большое количество "бывших туроператоров по лицензии" превратилось в турагентов.
Турагенты, как мелкие, так и крупные, будут продолжать работать по-прежнему, положение о формировании фингарантий на них не распространяется.

Ранее турфирмы, продавая путешествия, крайне неохотно сообщали о своем агентском статусе. Они боялись, что туристы, неискушенные в тонкостях различий между туроператором (создающим тур) и агентом (розничным продавцом товара), могут предпочесть первого. Теперь, после вступления в силу обновленного закона о туризме, турагентства обязаны раскрывать карты (название туроператора должно быть указано в договоре). Тем не менее они по-прежнему стараются этого не делать.

Есть и такие турагентства, которые продолжают заключать договоры с туристами от своего имени на старых бланках, где нет названия туроператора и не указана компания, предоставившая ему финансовую гарантию. Такой договор заключать нельзя. Он нарушает Закон "Об основах туристской деятельности в РФ", Закон "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс. В договоре обязательно должен фигурировать турагент, который несет ответственность перед клиентом.

Согласно Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" в договоре с туристом должны быть:

- наименование, адрес и реестровый номер туроператора;
- номер туроператора в Едином государственном реестре;
- название, адрес банка или страховой компании, предоставившей туроператору финансовую гарантию;
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования;
- общая цена путевки в рублях;
информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о категории отеля, о трансфертах, наличии экскурсовода и прочих дополнительных услугах;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат.

Если договор заключается не в туроператорской компании, а в турагентстве, то в договоре также должны быть указаны:

- наименование и адрес турагента;
информация о том, что услуги по договору оказывает туроператор;
- информация о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Ответственность туроператора распространяется на весь предусмотренный договором комплекс услуг по перемещению и размещению туристов вне зависимости от того, произошел страховой случай по вине туроператора или по вине подрядчика. Если, допустим, чартерный рейс задержан по вине аэропорта или перевозчика на срок более 3 часов, туроператор все равно несет ответственность, и это может считаться страховым случаем.

Если туристу причинен ущерб по вине турагента (например, неправильное информирование туриста о дате, времени или аэропорте вылета привело к невозможности своевременного вылета и потере дней отдыха для туриста), выплата производится из финансового обеспечения туроператора.

Турагенты, однако, пытаются всячески защититься от притязаний обиженных клиентов. Недавно в Интернете появился так называемый "черный список туристов", куда агенты помещают фамилии тех, кто, по их мнению, слишком рьяно отстаивает свои права. В список "неблагонадежных" попадают те, кто, по мнению агентов, слишком долго расспрашивает о путешествии, старается выяснить имя туроператора, чтобы потом обратиться к нему напрямую, не дав агентству заработать, обещает оплатить путешествие по безналичному расчету, долго не переводит деньги, просит отсрочки. Не нравится туркомпаниям, когда у них заказывают сложный тур, а затем скрупулезно, советуясь о каждом шаге с собственными юристами, следят за выполнением условий.

Конечно, туристы бывают всякие, но в то же время отказ в предоставлении услуг является нарушением закона и может быть обжалован в суде. Пока таких прецедентов нет, но "война" между турфирмами и их клиентами может приобрести серьезный характер и обострить и без того непростую ситуацию на рынке туристических услуг.