Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний просто нельзя будет работать, приносить пользу.

Действительно, сегодняшнему обществу и новой экономике требуются не только дисциплинированные исполнители, но и "творцы" ("креаторы"). Решающую роль приобретает высококвалифицированная рабочая сила, способная к самообучению и непрерывному производству знаний. Подготовка такой рабочей силы – это новая задача, стоящая перед современной системой образования.

Необходимы условия для эффективного и расширенного воспроизводства, во-первых, научных знаний и, во-вторых, новых кадров – носителей этого знания.Будущее любого государства основано на эффективности системы образования. Поэтому неудивительно, что основная задача сегодняшнего мероприятия - объединение усилий университетов, выработка их совместной позиции по проблемам современного развития, месту университетов в мире в новых условиях. Данная встреча должна выполнить особую задачу - повысить роль университетского образования в мире, на всем евразийском пространстве, консолидировать связи России с другими странами через образование высшего качества.

Вы знаете, что руководство Российской Федерации для повышения конкурентного качества подготовки специалистов приняло решение о создании крупных учебных центров по подготовке кадров, которые могли бы, грубо говоря, состязаться с тем, что готовиться за рубежом. Уже сегодня начали работать две модели федеральных университетов - в Красноярске и Ростове. На очереди – Дальний Восток. Причем разработка концепции федерального университета уже активно ведется и обсуждается.
Как-то Альберт Эйнштейн на вопрос журналиста, что такое образование, ответил: «Это то, что остается в голове, когда забываешь все, чему учили».

Современное образование нацелено на получение системных знаний. В том числе на понимание, в каком месте нашей истории мы находимся, каково наше место в современном мире и какие ценности цивилизации следует выбирать.
Соответствие образования современным требованиям, его конкурентоспособность внутри страны и в мире – все это волнует не только педагогов, но и фундаментальную науку, наших бизнесменов и промышленников и, конечно, общество в целом.

Сегодня университет становится динамичным институтом, прокладывающим путь в будущее, который сможет не только выступать в роли первичного поставщика научно-технического знания и профессиональных умений, определяющих развитие экономики, но и предлагать альтернативные, более справедливые и рациональные, принципы социальной стратификации. В обществе знания университеты могут стать ключевыми агентствами в сфере национальной самооценки и оценки глобальной конкурентноспособности.
Вопросы, которые поднимает ваш представительный международный форум, имеют особую значимость. Решение проблем современного университетского образования является необходимым условием роста престижа и авторитета учебных заведений, их роли в жизни общества. Развитие взаимодействия, активный обмен знаниями и опытом, участие преподавателей и студентов в совместных программах будет способствовать повышению уровня образования, откроет новые перспективы перед учащейся молодежью.

Наука и образование – явления глобального порядка, которые сложно, да и глупо удерживать в национальных границах. Возросший с появлением Интернета обмен научными идеями привел к ускорению темпов научно-технического прогресса и повышению эффективности исследовательской деятельности в целом. Сегодня знания генерируются не изолированной группой, а сетью ученых, которые могут находиться в любой точке мира. Это позволяет соединить в единый творческий коллектив ведущих специалистов из разных регионов и даже стран, что резко ускоряет распространение знаний.
Уверен, что поднятые здесь темы будут иметь для образования действительно определяющий характер. Без сомнения, от ваших усилий зависит и уровень развития науки, и экономический, и технологический потенциал наших стран, возможность прорыва во всех этих областях.

Еще раз хочу сказать, что мне очень приятно общаться с преподавателями и профессорами, моими коллегами, которых я очень глубоко уважаю. Приятно сознавать свое отношение к приморской высшей школе, влияние которой на судьбу Дальнего Востока, да и страны очень велико, всегда было большим и остается таким сегодня. Уверен, что ваша работа станет важным звеном в укреплении связей не только между университетами, но и между нашими странами, а совместные проекты с зарубежными партнерами будут содействовать укреплению мира и дружественных отношений между странами. Ведь как говорил мудрый Лао-Цзы: «Истинно просвещенный человек никогда не воюет». Удачи вам и продуктивной работы.