РИА Дейта.RU: Ваши прогнозы относительно повышения цены?

И. Кравцов: Цена на проезд в городских автобусах будет повышена ориентировочно на два рубля. Я пока не знаю, в каком именно месяце это произойдет, но это очевидный факт.

РИА Дейта.RU: Во сколько реально обходится перевозка одного пассажира в городском автобусе?

И. Кравцов: В 13 рублей 56 копеек. Это то, что называется расчет рентабельности. Сюда входит затраты на запчасти, на ГСМ, на зарплату персонала, обновление автобусного парка. Это та цена, которая создаст нормальные условия для работы и развития сферы маршрутных пассажирских перевозок. В противном случаи, ситуация, которая происходит сейчас , не изменится никогда. На сотне городских маршрутах работает всего 535 автобусов. Состояние большинства из них, как техническое, так и эстетическое, оставляет желать лучшего. Бизнес не может развиваться при таких расценках за проезд. В городе, из всех автобусных маршрутов, рентабельных всего 15 %.

РИА Дейта.RU: Почему во Владивостоке не практикуют выставлять ценник за проезд относительно протяженности маршрута, как делается в некоторых регионах страны?

И. Кравцов: Мы готовы так работать. Но Региональная энергетическая комиссия (РЭК), орган, определяющий тарифы, требует от нас единой цены.

РИА Дейта.RU: Какая сумма направляется из бюджета города транспортным компаниям за перевозку льготников?

И. Кравцов: Бюджет Владивостока определяет на год 20 миллионов рублей в виде выплат всем транспортникам за льготную категорию пассажиров. На городские маршрутные перевозки приходиться где-то десятая часть от этой суммы Реально же, по нашим подсчетам, что бы компенсировать транспортным компаниям перевозку льготников, необходимо порядка 180 миллионов. Естественно, городская казна такую сумму не потянет.

РИА Дейта.RU: Какой выход вы предлагаете?

И. Кравцов: Введение единого социального билета. Это поможет выстроить механизм учета перевезенных льготников. Сейчас же мы не знаем, сколько существует пассажиров в городе с правом льготного проезда. У нас есть информация, что во Владивостоке выдано порядка 250 тысяч льготных удостоверений. Добавим к этому количеству старые удостоверения. Кроме этого, факты поддельных льготных проездных тоже имеют место. Мы обращались неоднократно к представителям администрации Владивостока с предложением систематизировать учет льготников. У нас есть определенный проект на этот счет. Но пока нас никто не услышал. Мы хотим получать именно те деньги, которые нам должны реально. Не просим лишнего. Но сегодня ситуация просто абсурдна: никто не знает точного количества граждан с правом льготного проезда. Представьте ситуацию, когда выходит из автобуса, к примеру, 50 человек, а из них 40 льготники. По большому счету, оставшиеся 10 платят за всех остальных. Что при этом чувствует водитель, объяснять думаю не надо. Почему и скандалы на этой почве случаются.

РИА Дейта.RU: Сколько компаний работают на маршрутах Владивостока?

И. Кравцов: На сегодняшний день 20 компаний, общий парк машин около 530. Раньше было 27 компаний и порядка 1000 автобусов.

РИА Дейта.RU: Кто сейчас водит пассажирские автобусы по Владивостоку? С чем связано наличие большого количества выходцев из республик бывшего СССР за рулем городских автобусов?

И. Кравцов: Мне кажется, что скоро 100% водителей на городских маршрутах будут выходцы с Кавказа или постсоветской Средней Азии. Во-первых, у многих из них предпринимательство в крови. Они где-то находят деньги. Покупают автобусы, сами на них работают и следят за ними. Причем нарекания к ним в части дисциплины, своевременности выхода на маршрут – минимальны. Во-вторых, для них работа здесь, - это единственный способ содержать свои семьи, так как во многих республиках бывшего СССР работы нет никакой. Что касается наших соотечественников, то, как это не печально, бывают такие ситуации: сел на чужой автобус, сломал его, бросил и в запой. Так же, не всех устраивают заработки, - сложно устроиться на хороший, рентабельный маршрут. Поэтому очень часто квалифицированные водители уходят в другие сферы перевозок, например в «дальнобойщики».

Безусловно, нехватка кадров ощущается. Та «каста» профессионалов, которые специализировались именно на пассажирских автобусных перевозках, рассредоточивается. А те, кто работает по принципу «пришел-ушел» мало интересуют компании. Предвидя вопрос о хамском поведении отдельных водителей, о периодически возникающих скандалах между ними и пассажирами отмечу, что работа в этом отношении проводится. Среди транспортников уже существует определенная база данных, в которых указаны фамилии тех водителей, кто, скажем так, не очень хорошо себя ведет на работе. И уже образовалась группа таких тунеядцев, которые, в свое время, были уволены за определенные проступки, а теперь они слоняются от компании к компании в поисках работы и везде получают отрицательный ответ. Это касается, кстати, как сферы автобусных маршрутных перевозок, так и такси.

РИА Дейта.RU: Что, на сегодняшний день, представляет собой Владивостокский рынок таксомоторных перевозок? Кто сегодня занимается извозом под вывеской «такси»?

И. Кравцов: Это все сегодня выглядит как бардак и хаос. После отмены лицензирования этой сферы деятельности все это превратилось в дикий, никем толком не контролируемый рынок. В городе работают более 200 компаний. Из этого количества 95% так называемых «фирм» - это девочка с тетрадкой и телефоном, раздающая заявки частным извозчикам. Кто эти извозчики, в каком состоянии они садятся за руль - никто не знает. Об ответственности перед пассажирами, какой-то безопасности говорить вообще не приходиться.

Во Владивостоке всего десять таксомоторных компаний, у которых свой автопарк, своя база техобслуживания, штатные водители. Эти предприятия действительно вкладывают деньги в уровень сервиса и безопасность.