Народный артист СССР, лауреат едва ли не всех существовавших в СССР и существующих в России и мире премий в области культуры, И.Моисеев умер 2 ноября, не дожив всего двух месяцев до своего 102-летия.

"Мой отец, - писал Моисеев в своей книге "Я вспоминаю", - был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще досталось ему, можно сказать, по наследству, от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил свою будущую жену - мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали из Франции в Россию - в Киев, а затем в Москву".

Боясь "тлетворного" влияния улицы на 14-летнего подростка, отец отвел его в балетную студию бывшей балерины Большого театра Веры Масоловой, находившуюся недалеко от их дома. Через два месяца Масолова отправила своего воспитанника в хореографический техникум Большого театра. Тем самым она не только определила блистательную карьеру будущего балетмейстера, но и заложила начало совершенно нового, ранее не существовавшего жанра хореографического искусства - профессионального, национального народного танца, столь популярного сегодня.

Получив классическое хореографическое образование в училище (техникуме) Большого театра, исполнив на знаменитой сцене с успехом несколько сольных партий и поставив на этой главной сцене страны несколько спектаклей и дивертисментов, Моисеев ушел из театра и создал ансамбль народного танца. В него вошли 35 мальчишек и девчонок, как сказали бы сейчас, из самодеятельности. Он обучал этих первых "моисеевцев", сочинял и ставил для них танцы. За всю историю коллектива, превратившегося вскоре в Государственный академический ансамбль, Моисеев сочинил и поставил более 300 танцев. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннеса.

Впоследствии он объединил эти танцы в сюиты и циклы: "Танцы народов мира", "Танцы США", "Танцы Латинской Америки" и так далее. По всей стране, а затем и по всему миру Моисеев собирал народные танцы, как другие собирают народные песни, превращал их на основе классической техники в произведения профессионального искусства. Нередко случалось так, что поставленный Моисеевым какой-нибудь итальянский, румынский или бурятский танец, уходил "в народ" и когда "моисеевцы" снова приезжали в эти места, им рассказывали, что вот у них есть еще один очень интересный танец, который танцевали еще их предки.

Моисеев создал при Ансамбле школу, ученики которой сразу же потрясли балетный мир невероятной техникой, свежестью выразительных средств и ярчайшим национальным колоритом. Ансамбль гастролировал более чем в 60-ти странах (в некоторых более чем по 10 раз) и часто под влиянием этих выступлений в этих странах создавались свои ансамбли народного танца, становлению которых "моисеевцы" щедро помогали.

В заключение еще одна цитата из книги воспоминаний Моисеева: "Меня часто спрашивают: "Чем Вас привлекает народный танец?" Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Это эмоциональная поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им".