Еще в 2006 году на вопрос «Допустимо ли обманывать страховую компанию?» твердым «Да!» ответили лишь 22 процента участников опроса. Теперь же обман страховой компании путем завышения суммы ущерба или подачи заявления о фактически отсутствующем ущербе считают вполне допустимым делом 28 процентов россиян. Еще 25 процентов жителей страны не знают, как относиться к мошенничеству. И лишь 47 процентов россиян полагают, что такая практика не допустима.

Особенно терпимо относятся к мошенникам молодежь и люди обеспеченные. То есть именно те, кого страховые компании хотели бы видеть своими клиентами. Увеличение числа сомневающихся (до 35 процентов) и снижение численности тех, кто считает допустимым или отчасти допустимым страховое мошенничество (до 15 процентов), отмечается только среди тех, «кому за 60». Таким образом, можно считать доказанным то, что с возрастом честность растет. А также и то, что с ростом доходов она падает.

Если среди респондентов с доходом «до 1500 рублей на члена семьи» допустимым или отчасти допустимым обман страховой компании считают лишь 27 процентов, то среди опрошенных экспертами НАФИ людей с уровнем дохода «5001 рубль и выше на одного члена семьи» таких насчитывается уже 35 процентов. Меньше же всего потенциальных жуликов среди тех, кто отнес себя к группе «едва сводим концы с концами»: среди них оправдывают обман лишь 21 процент.

Любопытно также и то, что мужчины чаще женщин считают допустимым или отчасти допустимым обман страховой компании (34 процента против 24). Зато среди женщин больше тех, кто затруднился прямо ответить на заданный вопрос.

Одновременно с увеличением числа потенциальных мошенников выросло и число россиян, знающих о случаях обмана страховых компаний. Причем сразу втрое - с 10 в 2006 году до 30 процентов в 2007 году. О том, что не знают таких случаев, заявило 60 процентов респондентов, и еще 10 затруднились ответить на поставленный вопрос. При этом, как показало исследование, 15 процентов россиян узнали о случаях обмана страховых компаний из СМИ, 13 процентов - от друзей и знакомых, и 5 - лично знают людей, обманувших страховщиков.

Как же россияне оправдывают откровенное жульничество? Примерно 19 процентов считают обман страховщика справедливым воздаянием, своего рода местью страховщикам, которым и сами обманывают клиентов. Еще 15 - своеобразной компенсацией за взимаемую страховщиками завышенную плату. Примерно 8 процентов уверены, что обман страховщика не является преступлением, потому что про это якобы ничего не сказано в уголовном кодексе. Наконец, еще 6 - считают страхование дополнительным налогом, от которого не грех и уклониться.

Структура причин обмана страховых компаний, по данным НАФИ, в 2007 году практически не изменилась. Разве что банальным «деньги нужны были» «шалости» мошенников объяснять стали реже. Доля таких ответов по сравнению с 2006 годом сократилась на 10 процентов - с 45 до 35. Также в 2007 году в качестве причины обмана называли уверенность мошенников в том, что они «смогут избежать наказания» (26 процентов), слишком высокую плату за страхование (19 процентов) и даже попытку «вернуть долги Госстраха» (9 процентов), сообщают центральные СМИ.