Тютерев

Об экономике и бюджете, территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток, о проблемах и предложениях своих избирателей рассказал в интервью корреспонденту «Deita.ru» член комитета Законодательного собрания Приморского края по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Александр Тютерев.

- Александр Викторович, вы были депутатом муниципального уровня в Думе Яковлевского района, а сейчас депутат уровня регионального – Законодательного Собрания Приморского края. На Ваш взгляд, в чем все-таки смысл работы депутата?

- Ответ прост: служить честно людям.

- Депутаты часто встречаются с жителями края, и не только своего округа. Какие проблемы волнуют земляков больше всего? Что удалось решить при участии исполнительной и муниципальной власти?

Приморский край так сформировался, что территории абсолютно разные как природно, так и экономически и социально. Это сложилось объективно: и порты, и логистика, и климат. В глубь территории уходили первые переселенцы, которые, как правило, вели натуральное хозяйство, занимались охотой, рыбалкой, промыслами, сбором меда… На побережье строились порты, фортификационные сооружения, производилась транспортировка грузов. В центре и северах – сельское хозяйство, промыслы. Так и продолжается развитие края. И ТОРы экономически обоснованно создаются на юге края. Это законы экономической деятельности, бизнеса.

По разному сформировался край, и проблемы у людей разные. То, что волнует жителя села, может оставить равнодушным горожанина. И наоборот. Недавно встречался с учителями одной из школ и в шутку подняли вопрос о новогодней елке во Владивостоке стоимостью в 7,4 млн. руб. А в этой же школе много лет не может быть решен вопрос с ремонтом школы, на который требуется примерно такая же сумма. Но это не значит, что елке не быть. И вопросы разные, и проблемы, и пути их решения.

А волнует людей проблемы с использованием земель, вырубкой лесов и практически отсутствием их рекультивации, сохранением липы – основного медоноса районов, где занимаются пчеловодством, заготовкой дров для собственных нужд, доступностью медицинских услуг и общественного транспорта, обеспечение сирот жильем, проблемы со сбором, хранением и утилизацией твердых бытовых отходов. И на каждый вопрос или проблему – нет простых решений и ответов. Слишком дорого порой обходятся непродуманные решения.

Много ли сделано? Думаю, нет. Решались и решаются частные проблемы отдельных людей. В этом есть помощь и понимание всех органов исполнительной власти, прокуратуры и судебных инстанций. Проблемы, которые носят системный характер, требуют детальной проработки и взвешенного решения, решения пока не нашли.

- А бывают ситуации, когда люди приходят не с проблемами, а с предложениями?

- Конечно, приходят. Но многие проблемы, кажущиеся предельно простыми, на поверку такими не являются. Недавно, в местной соцсети подняли вопрос об источнике минеральной воды в с. Минеральное. Когда-то водой из этого природного источника пользовались все. Он был ухожен, доступен. В конце 90-х его отдали в аренду на десятки лет предпринимателю. Итог: источник загажен, не охраняется, вода из скважины принудительно откачивается для розлива и реализации в летний сезон. Если бы покупатели видели санитарное состояние этого источника – никто и не подумал бы даже попробовать такую минеральную воду. И это прямой повод заинтересоваться этим источником сотрудникам природоохранной прокуратуры. Казалось бы, правильное предложение – отремонтировать, сделать подъездные пути, навести порядок. Ан нет. Все в аренде. Но и эту проблему будем решать: или предприниматель «возьмется за ум» и наведет порядок, или ему помогут это сделать соответствующие надзорные органы.

Рядом с источником находится территория лагеря отдыха «Юность». Построенный в годы советской власти, он много лет был центром летнего отдыха детей в доступном, экологически чистом месте. Вот и возникло предложение и вопрос: кто мешает властям сейчас отремонтировать лагерь и использовать его как базу отдыха? И вопрос, казалось бы, прост и предложение хорошее. Но местная администрация с удовольствием сделало бы это, решив две «маленькие» проблемы: лагерь, как оказалось, построен на земле Гослесфонда, что не позволяет вкладывать деньги бюджета на объект, расположенный не на муниципальной земле. Да и денег в бюджете на это нет. Здесь есть пошаговый путь. Над ним работают. Решится вопрос с землей, уверен - найдутся и инвесторы.

Слушать и слышать, находить решение проблем и реализовывать предложения жителей края – это и есть одна из обязанностей депутата.

- В этом году в приморской тайге богатый урожай кедрового ореха. На Ваш взгляд, стоит ли ограничивать законодательно объемы и способы сбора таежных дикоросов?

- Вопрос злободневный и требует, чтобы ответ был найден. Проблема не только в богатом урожае. Я бы посмотрел на проблему с другой стороны. Много ли мы видели богатых людей среди тех, кто собственно собирает шишку, забирается на кедр, порой с риском для жизни? Не понаслышке знаю – это тяжелейший труд, вокруг которого немало  криминала. Тогда что  толкает людей на это? В большинстве – нужда. Нужда заработать на поддержку семьи и хозяйства, на оплату обучения, на лекарства.

С другой стороны – имеется спрос. Куда идут сотни тонн ореха? Возможно, я и не знаю ничего о крупных орехоперерабатывающих предприятиях в Приморье. Не слышал. Но слышал, кто покупает орех, куда он отправляется. И спрос, время от времени, создается не только на орех. Так скупается и мед, за бесценок. И другие дикоросы. А вот здесь, среди т.н. «перекупщиков» и «реализаторов», нужно наводить жесткий контроль и строжайшую ответственность. Не будет спроса – никто не полезет на кедр за шишкой, рискуя своим здоровьем и даже жизнью. В сельском подворье этот продукт не первой необходимости. Да и на городском столе он весьма редкий гость.

И последнее: что у нас качественно решалось и решилось путем простых запретов и ограничений? Можно загнать в подполье, дать хорошую почву для коррупционных преступлений, но проблему не решить! И лягушек, в свое время, скупали «добрые соседи», - тишина была на водоемах. Нравится это или нет, но это рынок и он действует по известным законам. Сделать его легальным, цивилизованным – вот задача.

- Насколько продуктивна, на Ваш взгляд, деятельность нынешнего депутатского корпуса?

- Я не могу об этом судить. Рабочий настрой у депутатов, безусловно, есть. У многих депутатов есть большой опыт депутатской работы. Что не нравится – это решающее большинство одной политической партии. Зачастую все заранее предопределено. Возникает вопрос: зачем парламент, как площадка для дискуссий? Мы ведь все, независимо от партийной принадлежности, работаем на благо края. Просто решение одних и тех же проблем мы видим с разных сторон. И повторюсь, что умение слушать и слышать коллег, отбирать рациональное зерно, стремиться к принятью как можно более правильного решения – в этом мудрость любого парламентария. Но мы уже не раз сталкивались с тем, что мнение депутатов от оппозиции не только не учитывалось, но и не было услышано.

- Традиционно, ближе к концу года главным вопросом работы приморского парламента является принятие бюджета на будущий год. На что, на Ваш взгляд, нужно обратить внимание при его принятии?

Действительно, проект закона о бюджете Приморского края принят в первом чтении. Увеличились собственные доходы, и это радует. Ведь доходы, - это, в какой-то мере, результат работы всего края в 2017 году, плюс требования Бюджетного и Налогового Кодексов,  и плюс математика. Будет уточняться объем безвозмездных поступлений  в процессе рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и не исключен возврат к процедуре первого чтения.

Но мало кому могут нравиться контрольные цифры бюджета. Это бюджет обязательств, но не бюджет развития.

Расходная же часть бюджета всегда «тришкин кафтан». Тревожит, что в проекте предлагается сократить расходы на такие программные мероприятия, как господдержка в области развития фермерства; технического переоснащения и модернизации сельскохозяйственного производства; несвязанной поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства; отдельных мероприятий госпрограммы «Охрана окружающей среды Приморского края на 2013-2010 годы». Хотелось бы добиться увеличения расходов на сокращение очереди детей-сирот на получение жилья, в том числе по судебным решениям, повысить норматив на бесплатное питание в начальных классах школ, наполнить деньгами программы ремонта сельских школ и учреждений культуры, на мероприятия по предотвращению и минимизации последствий стихийных бедствий. Выбрать из множества проблем главные, сделать на них акцент – это должно быть результатом совместной деятельности Администрации края и депутатского корпуса при принятии закона о бюджете на 2018 год.

- Как член комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, как Вы оцените создание в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток? Есть ли эффект от этих начинаний?

Даже сомнения у меня нет, что создание таких территорий экономически верно. За ними будущее края. Но есть две ремарки. Первая: создаваться эти территории должны финасово и экономически «прозрачно». Каждому жителю должно быть понятно: зачем это строится, что даст, какой эффект в результате получит страна, край, и каждый житель. Должно быть понятно, что экономический эффект будет не завтра, он растянут во времени. Но он обязательно будет! И второе. Каждый, от кого зависит принятие стратегических решений по развитию края, должен отчетливо понимать и помнить: Приморье – это не только ТОРы. Приморье – это огромный край, в котором всем нам жить!

- Что думаете о перспективе? Какие планы строите на будущее как действующий депутат?

- Знаете, всю жизнь старался следовать одному правилу, немножко измененному от классика: ЖИТЬ нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. А планы есть! Они написаны и утверждены нашими избирателями.

Дмитрий Санников