Тимченко
Источник изображения: Деловая Россия

Приморский край вошел в ТОП-10 российских событийных регионов, а также вышел на лидирующие позиции по темпам развития туризма по итогам 2017 года. О том, насколько значимо развитие туризма для экономики края, а также о тех направлениях, где власти и бизнес-сообщество региона должны работать совместно и консолидированно, РИА «Дейта» рассказал председатель регионального отделения «Деловой России», эксперт ОНФ Алексей Тимченко.

- Алексей Павлович, о необходимости развития туристической отрасли применительно к Приморью говорят давно, что необходимо делать для того, чтобы системно улучшить ситуацию?

- Должен сказать, что на эту проблему в последнее время обратили внимание власти региона. Губернатор региона справедливо говорит о том, что один из основных индикаторов туристического рынка – сумма уплаченных налогов с такого рода бизнеса, которая у нас в регионе по итогам прошлого года превысила миллиард рублей. Правильно и то, что нужно выводить этот сектор из тени – речь прежде всего о сезонных видах туризма – работе баз отдыха и тому подобных форм туристического бизнеса. Вместе с тем, бизнесу и власти необходимо выработать совместные системные шаги для того, чтобы туризм стал полноценной, динамично растущей отраслью.

- Вообще, по части развития туризма в СМИ и соцсетях достаточно много критики, особенно в последнее время – прежде всего по поводу гостиниц, инфраструктуры для отдыха туристов у моря и так далее.

- Опыт – сын ошибок трудных, как говорил еще классик. На самом деле позитивные изменения есть, в последние годы регион накапливает практику в этой отрасли, хотя, конечно, во многом приходится учиться на своих ошибках… Показатели того, что мы стали опытнее – собственно стабильное увеличение туристического потока, постепенное формирование культуры работы с туристами, в том числе иностранными, включая большие группы… .

- Какие страны являются основными целевыми ориентирами с точки зрения въездного туризма для Приморского края?

- Целевые ориентиры въездного туризма – это, конечно же, страны АТР. Сегодня, по статистике, ТОП туристов, приезжающих к нам, это представители стран Северо-Восточной Азии. В ушедшем году к нам приехало более полумиллиона иностранцев, среди них 420 тысяч из Китая, около 100 тысяч японцев и порядка 20 тысяч представителей Республики Корея. Это хороший тренд, но давайте не будем забывать о том, что помимо Северо-Восточной Азии есть и другие перспективные для нас страны – Индия, Вьетнам, Индонезия, Гонконг, Тайвань – во всех этих государствах стабильно растет уровень жизни и выездной туризм, а в силу событийных поводов – как минимум ежегодного Восточного экономического форума – мы в состоянии показать «товар лицом» представителям этих государств и постараться привлечь сюда туристов. Это же справедливо и для стран Европы, Америки, других частей мира – ведь представители этих территорий также во все большей степени участвуют в деловых мероприятиях здесь, во Владивостоке. В конечном итоге туризм как род бизнеса в очень высокой степени построен на сэмплинг-рекламе и вирусном маркетинге, то есть потребители судят о качестве услуги по собственным ощущениям, а также по мнению своих друзей и близких. Вот в этом направлении и нужно действовать.

- Какие системные барьеры развитию туризма стоят в регионе сегодня?

- Тут в целом мы мало отличаемся от других регионов страны. Опросы предпринимателей, а также исследования туристического рынка показывают, что основные проблемы в туристической отрасли сегодня – это административные барьеры (выделяют порядка 55-65% предпринимателей), прежде всего проверки предприятий и налогообложение, а также тарифообразование и отчетность. Когда речь идет о создании объектов показа и посещения, то сказываются и «традиционные» для бизнеса нашего региона проблемы – вопросы получения и оформления земельных участков под хозяйственное использование, аренды объектов недвижимости и так далее. Вопросы вызывают многие вопросы транспортного обслуживания и логистики. Традиционно вопросы вызывают цены на гостиницы – многие считают их завышенными, особенно во Владивостоке. Вместе с тем, есть и статистические «плюсы» - более половины граждан готовы предпочесть внутренний туризм внешнему в случае, если повысится качество в отрасли и цены будут более обоснованными, большинство граждан считает, что сильными сторонами является доступность индустрии общественного питания и достопримечательностей для показа, особенно во Владивостоке где история и современность сегодня тесно переплелись и стали визитными карточками территории – это Владивостокская крепость и сохранившаяся историческая застройка с одной стороны и современные объекты – мосты, оперный театр, океанариум, кампус университета – с другой...

- Что бы Вы как эксперт выделили в качестве приоритетных шагов для развития туризма в нашем регионе?

- Одним из очевидных направлений является использование возможностей делового туризма в регионе для «вытягивания» других сегментов данного рынка. Приморский край вместе с Краснодарским краем и Республикой Татарстан постепенно наращивают свои позиции в общероссийском рейтинге регионов по данном направлению, первые позиции – естественно у Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем, очевидно что на Дальнем Востоке сегодня Владивосток – вне конкуренции, здесь ежегодно проходит целая серия мероприятий международного уровня, Такие нововведения как электронная виза открывают широкие возможности для увеличения делового турпотока к нам. Посмотрим статистику – к примеру, в 2016 году в крае побывало почти 3 миллиона туристов, включая в том числе и деловые поездки, из которых 17% иностранцы, этот поток растет. Важный вывод, который мы можем сделать – помимо иностранных туристов, существенную роль играют представители других регионов России – они первоначально приезжают сюда с деловыми целями, и мы должны делать все, чтобы они приехали снова – уже отдыхать. Изменения валютных курсов и резкий спад выездного туризма россиян дает для этого определенные возможности, просто их надо грамотно использовать…Кроме того, правильная организация конгрессно-выставочных мероприятий приводит к тому, что у их участников возникает желание собраться снова, то есть «протяжка» повестки таких форумов, саммитов и так далее и формирование их работы здесь на регулярной основе – это еще одна возможность нарастить туристический поток. Ну и, безусловно, еще одно – нужно создавать единую туристическую инфраструктуру – систему отдыха для всех, кто приезжает к нам, причем не только на территории Владивостока, но и края…

- Но ведь такие объекты как ДВФУ, Океанариум, Владивостокская крепость, мосты – это уже своего рода визитные карточки Приморья и Владивостока?

- Да, это так. Но система должна быть единой – я имею в виду наличие всей туристической инфраструктуры – гостиницы, места показа, места отдыха и так далее. Та же Владивостокская крепость – уникальный объект, который необходимо использовать как единую систему сооружений для турпоказа, а не отдельные форты и редуты, как это происходит сейчас. Другие объекты – те же сафари-парки и другие туристические точки, особенно за пределами Владивостока - это тоже сегодня во многом используется по отдельности. Нужна система туристических маршрутов, адаптированная под разные запросы туристов – рекреационные, деловые, и так далее. Многое тут зависит от взаимодействия властей – региональных и муниципальных, а также и бизнеса. Надеюсь, что с приходом к руководству краем и Владивостоком людей с опытом работы в реальном секторе экономики эти вопросы сдвинутся с места…

- Если говорить о развитии туризма, то что бы для Вас было показателем успешности реализации такой стратегии?

- Безусловно, показателем результативности являются экономические индикаторы – те же налоговые платежи, о которых мы уже говорили, количество рабочих мест в отрасли, количество самих туроператоров. Но помимо них важнейшим показателем являются индикаторы информационные, имиджевые – прежде всего это бренд территории. Я убежден, что бренд Владивостока и Приморского края должен иметь четкую туристическую составляющую. Вот к этому и надо стремиться…

Михаил Грач