тимченко

«Прямая линия» с президентом Владимиром Путиным, которая прошла 7 июня, в этом году затронула целый спектр вопросов, касающихся жизни регионов Дальнего Востока. Их было больше чем обычно, и в основной своей массе они касались вопросов экономики. О том, как можно решить затронутые проблемы, DEITA.RU рассказал председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко.

- Алексей Павлович, на «Прямой линии» затронули сразу целый комплекс вопросов, в той или иной степени касающихся экономики – это и цены на бензин, и стоимость авиаперелетов в западную часть страны, и дороговизна железнодорожных билетов. Что бы отметили Вы как самые значимые?

- Я бы сказал, что да, действительно, все эти вопросы касаются экономики, но не только. Все они касаются качества жизни населения, и это очень тесно взаимосвязано как раз с экономкой региона. Эти вопросы – цены на жидкое топливо на автозаправках, высокая стоимость авиа- и железнодорожных билетов, проблема с выплатами северных надбавок, жалобы молодых дальневосточников на то, что достаточно проблематично найти работу по специальности, проблемы газификации регионов округа и работы приоритетной программы «Дальневосточный гектар» – все это показатели того, насколько тесно жизнь региона связана с экономикой и насколько прямая тут эта зависимость. Мне кажется, что чем быстрее начнется развитие экономики хотя бы по нескольким направлениям, тем быстрее будет сниматься острота таких проблем. Тем более что в реальности мы понимаем, что за бюджетный счет решить проблемы огромного региона нереально, тут необходимы экономические рычаги…

- Ну вот, к примеру, проблема топлива, на которую жаловались не только дальневосточники…

-  Проблема стоимости топлива – это, как известно, вопрос не только автомобилистов и транспортников, а всей экономики – сразу или спустя небольшой отрезок времени после роста цен на бензин и диельное топливо начинают расти цены в других секторах экономики, поскольку от транспорта зависят все, особенно на Дальнем Востоке, где далеко не все перевозки могут обеспечиваться железной дорогой. Тут по сути два аспекта – чисто рыночные условия, а также злоупотребления и спекуляции недобросовестных участников рынка. И путей контроля, соответственно, также два – это непосредственно работа Федеральной антимонопольной службы и других контролирующих органов по конкретным фактам нарушений, а также и создание условий для нормальной рыночной конкуренции – когда работает максимальное количество поставщиков. Не так давно лидер «Деловой России» Алексей Репик в интервью «Российской      газете» приводил в пример Японию – там традиционно высокое качество большинства потребительских товаров потому, что в каждом сегменте рынка есть минимум два серьезных производителя или поставщика, которые конкурируют между собой, а часто их больше. Вот это и есть самый оптимальный путь, причем для любой отрасли, а бензозаправки – это только яркий пример…     

- А проблема рабочих мест для молодежи?

- Проблема рабочих мест также зависит и от государства, и от бизнеса. Задача государства – это в основном создание условий для развития предпринимательских инициатив, и рабочие места на рынке будут появляться. Другое дело, что сегодня бизнес региона продолжает достаточно активно предъявлять претензии по поводу того, что его продолжают интенсивно проверять различные государственные органы, жалобы от предпринимателей идут и к нам, в профессиональные бизнес-объединения, и в аппарат бизнес-омбудсмена при президенте страны. Там доходит до того, что, к примеру резиденты проектов «Восточного вектора» - территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток – регистрируются, деятельность еще не начали, а их уже приходят проверять. Аналогичны и проблемы с «Дальневосточным гектаром» - когда участки выделяют «кусками», или в непригодных местах, и так далее – а ведь этот проект нацелен в том числе на то, чтобы стать катализатором развития малого предпринимательства в регионе… В таких условиях, конечно же, бизнес на Дальнем Востоке мы развивать не сможем и инвестиции сюда не пойдут, потому что иностранные инвесторы оценивают состояние инвестиционного климата не только по себе, но и по тому, в каких условиях работает национальный бизнес. Поэтому нужны многие решения, в том числе заморозка тарифов для бизнеса, упрощение вопросов создания инфраструктуры, уменьшение проверок предпринимателей…  

- Насколько можно говорить о том, что все же экономическая ситуация в регионе улучшается?

- Улучшается, но медленнее, чем нам того бы хотелось.  Обратите внимание, что по поводу Дальнего Востока главе государства вопросы были в том числе и от тех, кто приехал сюда с Запада страны и работает здесь, перевез семьи. Миграционное движение на Восток тоже есть, и оно увеличивается мы это видим и у себя в регионе. Другое дело, что те, кто приезжают, не всегда здесь остаются и мигрируют вахтовым методом. В целом и отток населения отсюда тоже уменьшается. Главное – мы должны понимать, что идеальных, сказочных условий, нет нигде. И везде есть своя специфика. Поэтому одним из ключевых факторов является продолжение политики «Разворота на Восток» и развития нашего региона как площадки для работы с Азиатско-тихоокеанским регионом. Тут мы возвращаемся по сути к тому, с чего начинали разговор – с развития экономики. Дальний Восток — это огромная территория и крайне низкая плотность населения, поэтому за счет внутреннего спроса регион развиваться априори не может – нужна экспортная составляющая, причем не только вывоз товаров, но и приток сюда туристов. Именно это даст новые высокооплачиваемые рабочие места, налоги, развитие инфраструктуры. Обратите внимание, что президент сразу сказал, что серьезные госкапвложения, например строительство моста с материка на Сахалин через Татарский пролив, – это инициатива важная, но она должна быть просчитана, должна окупить себя в перспективе. 

- Сопредседатель «Деловой России» Борис Титов в Санкт-Петербурге недавно говорил о том, что пока еще часто превалирует политика осторожности и сбережения, а не политика развития экономики…

- Да, но применительно к Дальнему Востоку как раз делаются шали именно в части развития. Проблема, как мне кажется, в том, что принимаемые на федеральном уровне решения не всегда начинают работать в местных реалиях достаточно быстро. Но для этого и должен быть диалог власти и бизнеса, который мы как крупнейшая организация российского бизнеса всегда поддерживаем. Очень показательно на днях в интервью каналу «Россия 24» сказал новый министр по развитию Дальнего Востока, в недавнем прошлом губернатор Амурской области Александр Козлов – Дальний Восток должен стать НЕ Дальним, и это должна почувствовать вся страна…

Екатерина Лапкина