18+
8 декабря 2016, четверг
Важно
Приложения
АвтоСтатьиПриморский край28 декабря 2010, 14:42печать

Транспортная отрасль Приморья попала в управленческий цейтнот


Корпоративные интересы мешают общему делу

28 декабря 2010, 14:42, Дейта. Некоторое время назад в транспортной отрасли были популярны идеи создания интегрированных холдингов, которые объединяют в себе различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, терминальный. Согласно замыслу, такая интеграция позволяет достичь синергетического эффекта, за счет организационных и технологических мероприятий обеспечить возможность предоставления более дешевых и качественных услуг. Предполагалось, что объединение повысит эффективность работы каждого участника холдинга. За реализацию подобных идей брались и за рубежом и в нашей стране, но привести какой-либо удачный пример крайне сложно.

В отечественной практике одной из наиболее ярких попыток достичь синергетического эффекта за счет объединения активов различных видов транспорта является проект Транспортной группы FESCO.

Транспортная группа FESCO  базируется на предприятии с многолетней историей, по которой можно проследить все вехи становления российского торгового судоходства.  Новейшую же историю этой компании можно отсчитывать с момента приобретения Группой «Промышленные инвесторы» Сергея ГЕНЕРАЛОВА  Дальневосточного морского пароходства. В 2002 году ДВМП представляла собой  уважаемую, третью в России  судоходную компанию с посредственной экономической эффективностью.

Для улучшения положения новые собственники провели существенное обновление кадрового состава, начали наводить финансовую дисциплину, провели ряд действий, направленных на оптимизацию собственного флота.  Компания стала привлекать средства для развития. Деньги направлялись на приобретение и строительство судов, а также на диверсификацию и расширение бизнеса.

Расширение и диверсификация, согласно новой концепции развития, заключались в создании на базе ДВМП интегрированного транспортного оператора, оказывающего полный спектр логистических услуг с возможностью доставки грузов от «двери до двери» по территории РФ только силами самой компании.  Таким образом, Группа должна была иметь собственные морские, железнодорожные, автомобильные, терминальные дивизионы. Все это у компании появилось. Для координации действий всех подразделений холдинга была создана и управляющая структура - ООО «Транспортная группа «ФЕСКО».

Как ранее отмечалось, особенностью такого образования должна была стать интеграция различных предприятий холдинга и безусловное повышение эффективности их работы. Но с первых дней воплощения эта концепция натолкнулась на конфликт интересов смежных компаний.

По мнению экспертов в сфере экономики транспорта, смена собственника не может автоматически привести к изменениям технологических процессов.  Предполагаемая синергия  может возникнуть лишь за счет формирования единого технологического процесса внутри холдинга. Создание такой технологии требует долгой и кропотливой работы. Если на стадии имущественных объединений предприятий можно обойдись декларативными заявлениями об изменениях, то после того как предприятия, с имущественной точки зрения, собраны в этот холдинг, необходимо, чтобы они еще и начали работать как единый комплекс.

Как представляется, единого технологического процесса у Транспортной группы FESCO не было. В итоге получилось раздельное управление предприятиями внутри холдинга, которое приняло хронически бессистемный характер. Попытки повысить эффективность одного предприятия группы происходили за счет существенного ущемления другого.  Без внятного представления о том, какой должна быть работа всех участников холдинга, уже имеющаяся технология начала нарушаться. Решение частных проблем  одной из компаний приводила к возникновению более крупных системных проблем.

Например, для обеспечения полной загрузки жд-составляющей группы нарушалась нормальная работа терминальной составляющей. При этом системные проблемы  приходилось решать самостоятельно отдельным предприятиям холдинга. Вместо получения дополнительных возможностей развития такие предприятия получали новые проблемы, причем даже на тех участках,  где ранее работа была отлажена и велась вполне эффективно.

Отдельные участники должны следить за своими зонами ответственности, а управляющая компания заниматься системным взаимодействием.  Вместе с тем, получалось скорее, наоборот  - там, где раньше не существовало конфликтов -  они появились. И это естественно, так как частные проблемы отдельных компаний были вынесены в общее пространство взаимодействия между структурами холдинга. Поскольку управляющая компания не предлагала  никакого системного решения этих противоречий, так как единой технологической схемы не было предъявлено, отдельные компании стали видеть в процессе объединения скорее проблемы, нежели перспективы, считают представители транспортной отрасли.

Вернемся к терминальному дивизиону. Со слов морских операторов можно сделать вывод о том, что обработка контейнерных линий на ООО «Владивостокский контейнерный терминал» изменилась далеко не в лучшую сторону. Так, по информации представителей транспортно-логистической компании «APL», простои их флота в ожидании обработки увеличились в 4-5 раз. При этом, у судов ДВМП проблем с постановкой под обработку не возникало.

Почти аналогичная ситуация была у другого «линейщика» – «KMTC line». Эта компания, посчитав работу ВКТ некорректной, переместилась на другой терминал.

Похожая ситуация складывается и на железнодорожном фронте. По информации представителя одной из ведущих компаний, занимающейся ж.д. перевозками, стремясь повысить эффективность свой ж.д. составляющей, Транспортная группа FESCOпризвала менеджмент ООО «ВКТ» при обработке подвижного состава отдавать предпочтение платформам собственного железнодорожного дивизиона. ВКТ фактически «поджидает» платформы Транспортной группы, при этом, не обращая внимания на платформы других операторов. Или, допустим,  начинает выбирать подвижной состав Группы среди прочих вагонов на станции, что приводит к существенному увеличению бессмысленных, с технологической точки зрения, сортировочных операций. В итоге – простои подвижного состава увеличиваются, станция затаривается, что не лучшим образом сказывается на работе порта.

Лоббирование интересов своей ж.д. составляющей вполне понятно и быть может оправдана в условиях кризиса отрасли. Но на лицо и возникающие при этом проблемы другой составляющей – портовой.

Описанная ситуация дает понять, что вместо сложного пути совершенствования технологических процессов взаимодействия между различными дивизионами, управляющая компания пошла по наиболее простому пути. Она перекладывает проблему на других участников транспортного процесса. Разумеется, это не радует ни клиентов порта не входящих в Транспортную группу FESCO, ни сам ВМТП, который в эту группу входит. По однозначному мнению экспертов в области морского транспорта, негативное отношение клиентов переносится именно на порт, и уходят клиенты именно из порта. Интересно, что  и железнодорожники недовольны происходящим и активно критикуют ситуацию на селекторных совещаниях.

Не нужно быть маститым аналитиком, чтобы прийти к простому выводу. Пока управляющая компания не займется поиском системных решений, пока не выработает и не предъявит единую технологическую схему работы холдинга, структурные подразделения обречены на постоянный конфликт. А в конечном итоге страдает и потребитель, и отрасль в целом. А если вспомнить, что именно транспорт – основа крупномасштабных проектов, проводимых на Дальнем Востоке России по инициативе федерального центра, то неразумное управление может подставить под угрозу и их своевременную и эффективную реализацию.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.8763.91
EUR:68.6968.50
CNY:92.8992.83
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Авто»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика