дорога
Источник изображения: «Deita.ru»

Исполнение в 2017 году подпрограммы «Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013-2020 годы» обсудили депутаты Законодательного Собрания Приморского края на очередном заседании комитета по экономической политике и собственности, сообщает «Deita.ru».

Дорожная сеть Приморья обширна: трасс федерального значения 581 км, краевого значения – 6718 км, значения местного – 9545 км. Денег на их функционирование, строительство и ремонты выделяется, на первый взгляд, приличная сумма -дорожный фонд Приморского края на 2017 год составляет целых 11 миллиардов 943 миллиона рублей. Однако, по словам директора департамента дорожного хозяйства Приморского края Александра Шворы, количество дорог в Приморье, отвечающих нормативным требованиям, равно всего 38%. Хотя и планируется по итогам 2017 года довести этот показатель до 42%.  В чем же дело? – недоумевали депутаты.

По информации департамента дорожного хозяйства, средств на содержание автомобильных дорог не хватает. В текущем году на эти цели предусмотрено 2 миллиарда 562 миллионов рублей. Из них уже освоено за 9 месяцев 2017 года 1 миллиард 800 миллионов рублей.

Нормативы и объемы работ по содержанию приморских дорог определены специальным постановлением администрации Приморского края. Как признал Александр Швора, норматив этот низкий и нуждается в увеличении. Если сравнивать с нашими ближайшими соседями, то в сравнении с Хабаровским краем наш норматив составляет всего 43% от их показателей, от Амурской области – 70%, от Магаданской области – 67%, от федерального норматива – 35%. В наш же нормативный документ заложен лишь самый минимальный объем работ. В том числе зимние: расчистка снега механическими средствами 2 раза в месяц, устранение зимней скользкости, очистка обочин и уборка снежных валов, распределение противогололедных материалов 2 раза в месяц. Из летних видов работ можно выделить планировочную подсыпку обочин 1 раз в месяц, засыпку промоин земляного полотна 1 раз в год, восстановление профиля кюветов 50 метров (!) на 1 километр дорог.

Стихийные бедствия

От последствий тайфуна «Лайонрок», прошедшего в 2016 году, Приморье до сих пор ещё не оправилось полностью. Тогда пострадало 550 км автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения и 32 моста. Общий ущерб автомобильным дорогам составил 3 миллиарда 679 миллионов рублей. Как сообщил Александр Швора, по состоянию 20 сентября 2017 года основные работы по восстановлению автомобильных дорог завершены, за исключением таких участков как Лазо-Заповедное 51 км, Находка-Лазо-Ольга –Кавалерово 295-360 км.

В настоящее время работы выполняются работы по восстановлению мостов на 9 объектах, планируемый срок ввода - ноябрь 2017 года. Их восстановление осуществится в плановом порядке. Полное восстановление автомобильных дорог по данным департамента дорожного хозяйства будет завершено в 2017 году, мостов 2018 году.

Добавило проблем приморским дорогам и августовское наводнение 2017 года. В Приморском крае было повреждено 144 км автомобильных дорог регионального  и местного значения, повреждено 19 мостов из них разрушено 4 и повреждена 51 водопропускная  труба, из них разрушено 22. Росавтодором приняты к утверждению объемы на общую сумму 
510 млн. рублей, из них на автомобильных дорогах общего пользования регионального  значения общей протяженностью 129 км, 15 мостов (не подлежат восстановлению 4 моста: - Раздольное-Хасан 9км, Подъезд к с. Духовское 27км, Рубиновка-госграница 37км, Галенки - Новогеоргиевка - Ильичевка – Поспеловка 12км), 40 водопропускных труб на сумму 466 млн. рублей.

Росавтодором не приняты работы по муниципальным объектам так как предъявленные документы не были проверены комиссией, а также был скорректирован сметный расчёт. Дополнительный объем, представленный муниципалитетами оценен в 170 млн. рублей.

Прокурор Приморья недоволен

Прокурор Приморского края Сергей Бесчасный жёстко раскритиковал сложившуюся систему дорожного хозяйства Приморья. Основным фигурантом использования финансового ресурса в крае в области ремонта дорог является «Примавтодор» - акционерное общество, учрежденное администрацией края с уставным капиталом около 800 миллионов рублей. «При отсутствии жёсткого контроля за использованием денежного ресурса, за дисциплиной внутри, безграмотным реформированием предприятия, мы оказываемся в ситуации, когда ежегодно осваиваем деньги, а потом по тем же участкам осваиваем и осваиваем», - заявил Сергей Бесчасный.

«Мы сами создаем условия, при которых аврально осваивается финансовый ресурс, только для того чтобы его освоить. Кладется асфальт, который сразу снимается после первого дождя и давится проходящим большегрузом», - подчеркнул Сергей Бесчасный. Есть претензии у прокурора Приморья и к качеству асфальта. «Почему мы позволяем на дорогу класть то же, что клали 20 лет тому назад? Что мы себе позволяем с точки зрения качества материала., его износостойкости? Сейчас речь идет о 6 годах эксплуатации дорожного полотна.  Но ни одна дорога, с тем качеством проводимых работ, которые имеет место быть, до 6 лет не дотягивает, потому что ее разбивают в пух и прах», - заявил Сергей Бесчасный, - «Мы реконструируем дорогу 10 километров, закладываем туда три рубля и потом людям рассказываем, что дорогу отремонтировали. А на самом деле это – преступление по своему содержанию, потому что этой дороги на следующий год уже не будет. Ведь денег должно было быть всего на 400 метров, исходя из 6-летней составляющей срока ее эксплуатации».

«Примавтодор» вновь реорганизуют?

Как уже сообщало «Deita.ru», одним из факторов работы «Примавтодора», занимающегося трассами регионального значения,  является протяженность дорог, которые обслуживает один участок. Они слишком велики: не успеть и по ресурсам, и по деньгам, и по времени.

Действительно, из 300-400 км дорог, которые ранее обслуживал каждый филиал «Примавтодора», протяженность их после оптимизации и укрупнения участков, выросла в разы. Так, Партизанский филиал прирос Лазовским и Шкотовским районами, и в результате его зона ответственности возросла до 1300 км. На июльском заседании комитета по экономической политике и собственности, заместитель директора департамента дорожного хозяйства Сергей Филь озвучил мнение, что оптимизация по укрупнению особых результатов не дала, поэтому нужно подумать о возврате к делению предприятия на филиалы.

Возникли вопросы и прокурора Приморского края Сергея Бесчасного в части организационно-правовой формы «Примавтодора». По мнению прокурора Приморского края, именно здесь кроется проблема, с которой нужно разобраться. Нужен ли «Примавтодор» в таком состоянии, и насколько он по-настоящему рентабелен? С точки зрения Сергея Бесчасных, при решении проблемы и выбора эффективной формы управления, а также создания конкуренции, можно получить колоссальный ресурс экономии.

Развития - нет

Контрольно-счетная палата Приморского края провела проверку расходования бюджетных средств, выделенных на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Приморья в 2016 году. Кроме отдельных выявленных нарушений, по словам председателя Контрольно-счетной палаты Игоря Ватулина, показатели, заложенные в программу, говорят не о развитии дорожной сети, а о ее стагнации.

После жаркого обсуждения, председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по экономической политике и собственности Александр Костенко предложил обратиться к губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому с просьбой пересмотреть устаревшие показатели государственной программы, а также нормативы на содержание и ремонт дорог. Претензии к департаменту дорожного хозяйства Александр Костенко выразил в обращении к губернатору с предложением принять меры административной ответственности к провинившимся. Члены комитета поддержали решение единогласно.

Дмитрий Санников