6 декабря 2016, вторник
Безумный мирВ Мире26 августа 2011, 11:00печать

Ученые приблизились к созданию пуленепробиваемой человеческой кожи

Такие разработки ведутся в Голландии

26 августа 2011, 11:00, Дейта. Основной принцип создания «биобронежилета» - получение из козьего молока своего рода «паутины», которая может быть вживлена в человеческую кожу. Первые испытания искусственного материала с применением «биопаутины» уже показали многообещающие результаты, хотя, следует признать, до «конечного продукта» пока еще предстоит пройти определенный путь. Что самое удивительное, эти разработки стали своего рода побочным результатом нового направления искусства.

Автор этой новой разработки Джалила Эссаиди, которая живет в Нидерландах.

Ее профессию можно охарактеризовать как биохудожник. Основная сфера интересов ученого - биология, наука, искусство и области, связывающие все три этих направления.

«Самая первая мысль в этом направлении возникла еще в 2001 году, когда я прочитали в научном журнале Nature статью молекулярного биолога Рэнди Льюиса из Университета штата Юта, США. В статье рассказывалось об особой породе коз, в молоке которых содержится тот же протеин, который вырабатывают пауки-шелкопряды. Этот протеин теоретически может быть использован для создания материала, который намного прочее стали. Среди предложенных в статье идей было создание пуленепробиваемого жилета. Я потом подумала: А зачем останавливаться на каком-то жилете? Материал эластичен, тело не отторгает его, почему же тогда попросту не вживить его в кожу человека?», - вспоминает Эссаиди.

«У нас есть работающий прототип, но окончательная идея действительно выглядит как научная фантастика, - рассказала исследователь, - Я думаю, что уже нынешний уровень технологий позволит нам произвести необходимые генетические изменения в человеке. Но тут же возникает этический аспект проблемы, а потому такие манипуляции пока затруднительны. Следует также учитывать, что весь этот проект имеет в первую очередь художественную направленность. Область практического применения в виде бронежилетов пока не была главной целью. Да, допустим, генетически измененная кожа остановит саму пулю, но ведь кинетическая энергия удара никуда не денется, а потому серьезные повреждения внутренних органов неизбежны. Представьте также как делать операции на такой коже. В общем, если задаваться целью создать что-то для военных, то надо еще много работать».

Идея применить протеин от пауков-шелкопрядов  для бронежилетов не новая, но вот возможность ношения такого рода субстанции - новая. Насколько я знаю, пока есть только один небольшой кусок шелка, созданный пауками-шелкопрядами. Он находится в Музее естествознания в США. Чтобы его создать 70 человек должны были в течение года, говоря фигурально, «доить» десятки тысяч пауков. У Эссаиди есть другой источник аналогичного протеина и шелка. Пока она смогла создать лишь небольшой кусочек шелка.

Первоначальная задумка была не в создании бронежилетов для военных, это проект сферы искусства. Все практическое применение - это своего рода «побочный эффект», хотя и весьма положительный. Эссаиди, как художник, хотела изучить, показать миру социальные, политические, этические и культурные вопросы, которые возникают в связи с использованием биотехнологий и их применением, в том числе для обеспечения безопасности.

Нынешний проект Эссаиди имеет столько потенциально возможных направлений применения и исследований, что хватит многим ученым и инженерам на всю жизнь. Например, как считает ученый, все это может быть использовано для пластической хирургии.

"Российская газета"