18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
КультураДальний Восток2 августа 2007, 19:39печать

Обзор литературных новинок во Владивостоке июль-август


Обзор книжных новинок от компании «Книжный Трест»: «Гастарбайтер» Эдуард Багиров, «Метро 2033» Дмитрий Глуховский, «Треугольная жизнь» Юрий Поляков, «Мрачный вторник» Гарт НИКС
























«ГАСТАРБАЙТЕР» Эдуард БАГИРОВ




«Да и что ты вообще делаешь в Москве

без денег? Москва, брат, слезам не верит…»



Названный издательством «Популярная литература» лучшим контркультурным автором года, Эдуард Багиров, скорее стал весьма заметным явление в культурной жизни литературной России. Его роман «Гастарбайтер», который, судя по названию, можно было бы состряпать в духе коуплендовского «Поколения Икс» с запахом безысходности и вялого жизненного тонуса или в виде текста, где с битниковским смакованием описывается изнанка и грязь московской жизни, счастливо избежал этих крайностей и вышел крепко сделанной (и в литературном, и в духовном плане) историей о любви и ненависти, дружбе и предательстве, и вообще о жизни.

Отрезок жизни русского по матери и азербайджанца по отцу, Евгения Алиева, который, сбежав из Средней Азии, мыкается в маленьком среднерусском городишке, а затем перебирается в Москву, вмещает в себя всю энциклопедию московского (да и не только) бытия. В этом автобиографическом романе любовные приключения, жестокие разборки, торговля электромассажерами, рабский труд за копейки и значительные контракты выливаются в эпос, посвященный современным кочевникам, промышляющим в мегаполисах. В свою очередь наблюдения за московскими «неместными» выливается в признание любви к Москве – жестокой и прекрасной столице нашей Родины.

Обустроенность быта современных номадов, точнее их необустроенность и неприкаянность перемешивается с краткими лекциями по этносоциологии, а иронические замечания в отношении образа жизни «менагеров» («Духless» отдыхает) с экзистенциальными наблюдениями за человеческой природой.

В силу вышеназванных причин, книга написана и читается на одном дыхании, а трезвости и взвешенности ряда суждений по многим острым проблемам современной России, высказанных персонажами «Гастарбайтера» стоит поучиться и некоторым российским политикам.

Эдуард Багиров, один из постоянных участников Интернет-проекта «Живого журнала» рассказывает историю, напоминающую странствия Одиссея, однако финал «Гастарбайтера» печален, если до Итаки герой романа добирается, то на самом острове его ожидает совсем не Пенелопа...



Д. Шелест




«Ну, не лохи ли вы? Вы носите красные кроссовки. Не потому, что это красиво, это совсем не красиво и уж точно ни в какие ворота не лезет при ваших рано ожиревших, овцебычьих корпоративных рылах. Просто в апрельском номере обкокаиненный и освиневший редактор глянцевого журнала предположил, что Миучча Прада предположила, что тузы высокой моды предположили, что предположительно в этом сезоне в моде предполагаются быть именно красные кроссовки. И вы, отстойные упырюги, в упор не видите, что редактор журнала, на которого вы равняетесь, просто обыкновенный жирный, тупой мажорный скот, глубоко вас презирающий. А вы всю жизнь мечетесь и всю жизнь метаться будите, а на вас, баранах, будут наживать. Тьфу, лохи!»



«МЕТРО 2033» Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ



В последнее время популярными стали книги о нашем мрачном будущем и о том, как люди постепенно сами себя уничтожают. Те, кому понравился “Мобильник” Стивена Кинга, по достоинству оценят “Метро 2033”. И те, кто был не в восторге от этой книги, все равно оценят книгу Глуховского. Книги эти похожи не столько по сюжету, сколько по своей задумке: и там, и там человечество почти полностью вымерло (у Кинга из-за вируса, распространяемого сотовыми телефонами, у Глуховского из-за отравления мира радиацией).

Автор постарался привлечь внимание читателей обстановкой, в которой происходит действие книги: представьте себе людей, всю жизнь проживших в московском метро, спасаясь от внешней опасности. Станции метро стали городами, и, казалось бы, цивилизации ничто не мешало начать возрождаться под землей. Но, оказывается, есть два фактора, которые могут резко застопорить любое развитие и возрождение.

Люди, хорошо знающие историю, уже могли понять, о каких факторах идет речь. Люди из разных государств (в данном случае, станций) не могут жить мирно. Они нападают друг на друга, делят территории, заключают мирные договоры и т.д. И из-за этих междоусобных войн гибнет много людей. Но есть и другой фактор - нападения извне, осуществляемые чудовищами, которые выступают против всех. Достаточно закрученный сюжет, и от того очень интересный. В этом плане автор все сделал просто великолепно.

Книги об Апокалипсисе всегда были интересны читателям, а книги об Апокалипсисе, который произойдет в ближайшем будущем, интересны особенно. Кому неинтересно читать о том, как мы уничтожаем наш мир и самих себя вместе с ним? Достаточно мрачную картину рисует нам автор. И самое ужасное в этой мрачной картине то, что люди пытаются из этого мрака выбраться, но все их старания напрасны, сто очень ярко характеризуют последние строчки книги: “Артему стало невыносимо душно и тесно. Он взялся за противогаз, сорвал его и жадно, полной грудью вдохнул горький холодный воздух. Потом вытер выступившие слезы и, не обращая внимания на окрики, стал спускаться по лестнице вниз. Он возвращался в метро. Домой”.

Что касается интриги, то она сохраняется до самого конца, что выгодно отличает “Метро 2033” от книг с вялым сюжетом и предсказуемой концовкой. Здесь же до последнего момента не понимаешь, чем все закончится.

Кстати, читателей ждет маленькая неожиданность в виде смены мировоззрения главного героя – очень интересная деталь, которую так редко можно встретить в книгах, особенно в современных.

Что касается стиля, книга написана достаточно просто, но, в то же время, по-своему оригинально, благодаря чему читается легко. В целом, “Метро 2033” придется по душе и любителям фантастики (книга Глуховского является классическим ее примером), и тем, кто фантастику не особо любит (как, впрочем, и я).



Катя Тимофеева




«ТРЕУГОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» Юрий ПОЛЯКОВ



Под общим названием “Треугольная жизнь” объединены два романа – “Замыслил я побег”, “Грибной царь” и повесть “Возвращение блудного мужа”. После прочтения этой трилогии автора очень хочется назвать культовым. Книга интересна со всех сторон – придраться действительно не к чему. Несмотря на то, что недостатки можно найти всегда, если уж очень хочется покритиковать, недостатков в этой книге просто невозможно найти. Так писать о семье, семейной жизни и эмоционально сложных взаимоотношениях, как об этом пишет Поляков, может далеко не каждый писатель. Чего стоит только начало романа “Замыслил я побег”: самый обычный человек, живущий самой обычной жизнью, вдруг решает совершить не совсем обычный поступок – сбежать от жены на Кипр. При этом он решает бросить все и уволиться с работы, написав достаточно оригинальное заявление: “Прошу уволить меня к чертовой матери по горячему собственному желанию”.

Собственно, к чему бы и хотелось перейти, так это к стилю автора и языку его героев. Их остроумные высказывания могут даже навести на философские мысли, но при этом они не забивают голову. Вот, например, размышления главного героя о жизни: “Год от года, словно чешуей, жизнь обрастает документами и покойниками, документами и покойниками… Когда-то единственным документом, подтверждавшим его существование на земле, была бледно-салатовая книжечка с зелеными денежными буквами – “СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ”. И такие мысли посещают головы героев на протяжении всего действия трилогии. Также по ходу повествования встречаются остроумные авторские сравнения: “В довершение всего Принцесса была умна, язвительна и недоступна, как царская регалия под пуленепробиваемым музейным колпаком”.

Что самое интересное, книга достаточно легко читается и воспринимается, но при этом не оставляет после себя ощущение легкого беспорядка в голове и острого желания почитать какую-нибудь серьезную литературу. Да, “Треугольная жизнь” написана с иронией, но с какой иронией! Очень светлая и добрая книжка получилась – этакий спокойный и терпеливый гид по семейной жизни. Многие люди могут узнать в героях книги самих себя и понять, как порой смешно и нелепо они выглядят со стороны. Ну а могут просто разобраться в своей жизни и кое-что для себя понять. Вообще книга достаточно поучительная, и время от времени кажется, что автор – очень хороший психолог. Иначе как бы он мог так понимать психологию других людей и разбираться в психологии настолько, чтобы написать книгу, фактически построенную на особенностях человеческих характеров?

Кстати, отдельно бы хотелось сказать о названии трилогии. Казалось бы, кого интересует название? Оказывается, интересует. Во всяком случае, привлекает внимание. Сразу начинаешь думать о том, почему это жизнь треугольная. Безумно интересно узнать ответ на этот вопрос и дочитать книгу до конца. Есть ли этот ответ, говорить не буду – пусть сохранится интрига…



Катя Тимофеева




«МРАЧНЫЙ ВТОРНИК» Гарт НИКС



Первый день Артура Пенхалиона в новой школе пришелся на понедельник, и выдался он, прямо скажем, беспокойным: вместо того чтобы отсидеть несколько скучных уроков, Артуру пришлось стать обладателем первого из семи Ключей от Королевства, пробраться в таинственный дом и сразится с коварным мистером Понедельником. Артур справился: одолел Понедельника, восстановил в правах Волеизъявление Зодчей, создательницы всего сущего, спас свой город от смертоносного сонного мира. Теперь можно и отдохнуть, пожить как все нормальные люди школьного возраста… Но не тут-то было. Потому что вслед за вероломным понедельником наступил Мрачный Вторник. А у Мрачного есть свои планы на мир под названием Земля.

Книги Гарта Никса давно оценили по достоинству юные читатели во всем мире. Впрочем, взрослые тоже читают их с удовольствием. И неудивительно, ведь его фантастические миры всегда уникальны, а приключения, поджидающие героев за очередным поворотом сюжета, - всегда неожиданны. «Мрачный Вторник» - вторая книга цикла «Ключи от Королевства». Блестящий перевод выполнен известной писательницей, автором «Волкодава» и «Валькирии», Марией Семеновой.



«Тварь выглядела не так, как большинство собратьев. Если смотреть слева, это был обычный мальчишка. Копия Артура, вплоть до школьной формы. Зато справа это был… голый скелет. Охристо-красные кости без каких-либо признаков кожи. Соответственно в фас на него лучше было не смотреть вовсе. Ничего хорошего – половина лица улыбающегося мальчика, половина – скалящийся череп».



Магазины «КНИЖНЫЙ ТРЕСТ»:



1. Пр. Красного Знамени, 59

2. ул. Пограничная, 12

3. Пр. Красного Знамени, 59 (Книжная ярмарка)
ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика