18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения

Юрий Гончаров: мы честно смотрим все фильмы


14-ый кинофестиваль «Меридианы Тихого» изменился в масштабах, а местные режиссёры постепенно исчезают

4 августа 2016, 13:00, Дейта. Традиционный осенний фестиваль кино «Меридианы Тихого» набирает обороты. Участники из 30-ти стран покажут свои творения. Программный директор Юрий Гончаров рассказал ИА «Дейта» в эксклюзивном интервью о существенном прогрессе, о роли фестиваля во всероссийском масштабе, и что происходит с местной киноиндустрией. 

За 13 лет существования фестиваль стал главным событием кинематографа на Дальнем Востоке. Жители Приморского края с нетерпением ждут открытия. Приём заявок на участие в 14 кинофестивале уже окончен. 

Юрий Владимирович, сколько прислали авторских работ, много ли стран выразили желание участвовать в Pacific Meridian?

Последний срок подачи заявок закончился ещё 20 июня, и, на сегодняшний момент, программа сформирована на 95%. Отсмотрено более 1300 фильмов. Остаются незакрытыми ряд позиций, которые до конца июля будут закрыты. Речь идёт о фильме «открытие», о российском полнометражном фильме в конкурсе, потому что, какая короткометражная картина представлена от России, мы уже знаем. Порядка 80 стран подали заявку на участие, но, согласно регламента, в конкурсе не показываем европейские, африканские картины, а также из центральной Азии и Ближнего Востока. У нас только страны Тихоокеанского региона, вот если Чили выходит на Тихий океан - они участвуют, Китай, Корея и Япония – аналогично. Так же это и Колумбия, Эквадор, США, Новая Зеландия, Австралия – они потенциальные участники фестиваля "Меридианы Тихого". 140 фильмов, которые прошли отбор, представлены тридцатью странами . 

В этом году мы встречаем 14-ый кинофестиваль , существует ли прогресс у кинофестиваля, в чём он проявляется? 

Каждый год присылают более 80 фильмов. Такая тенденция нас устраивает. Мы понимаем, что сложно физически отсмотреть такое количество картин. Но мы уже «люди закалённые», поскольку 14-ый фестиваль - не первый. Произошел скачек: с 36 до 1300 кинокартин. Значит уже какой-то хороший знак для нас, вектор направлен правильно. Процесс отбора и поиск фильмов шёл круглый год, мы этим продолжаем заниматься, посещаем крупнейшие в мире международные кинофестивали за рубежом и в России. Мы бываем в Берлине, в Каннах, в Гонконге, на Кинотавре, на Московском международном фестивале. Конечно же, о нас слышали, о нас сложилось хорошее мнение. Поэтому некоторые фильмы присылают сами кинематографисты, в надежде, что мы отберём и поставим. 

Какие проблемы затронули режиссёры в этом году? 

В этом году европейских кинематографистов, и вообще тех, кто там живет, волнует международная обстановка - беженцы, которые едут в Европу. Я приезжаю на Берлинский фестиваль, один из крупнейших после Каннского фестиваля в Европе, который открывает кинематографический сезон. Ещё на стадии оформления аккредитации, переписки с фестивалем, я вдруг замечаю, что в каждом письме из офиса BERLINALE что-то написано про беженцев. «Пожертвуйте 30 евро на помощь беженцам». На фестивале люди стоят в очереди на сеанс кино, подходят молодые люди: «Пожертвуйте на нужды беженцам». Самих беженцев я там не видел, видно, что это не шарлатаны, что это действительно люди, в основном молодые, искренне хотят помочь, тем кто оказался в беде. Заходишь уже в кинотеатр, стоит какая-то коробка с надписью: «Бросьте, сколько можете евро на помощь беженцам». И народ там немножко напуган и растерян, что с этим делать, и что из этого получится дальше, как с этим жить, а жить с этим придётся. Четверть фильмов была посвящена этой теме. И как завершающий аккорд, награду «Золотого медведя» получает документальная картина посвященная теме беженцев. В Европе так, но растерянность и какая-то тревога ожидания, что же будет дальше, и из этого возникают какие-то истории, которые кинематографисты оформляют в кино. Я думаю, будет ещё волна подобных картин, документальных, художественных, полнометражных, короткометражных, эта тема ещё не исчерпала себя. 

Какой нужно снять фильм, чтобы он победил? 

Победить может снять фильм любого жанра. Тут не нужны всяческие нюансы. Вот, кажется, что фильм ни о чем, но ты смотришь, и понимаешь, что из него не можешь выйти. Восьмичасовой фильм филиппинского режиссёра Лав Диаса «Колыбель скорбной тайне» начинаешь видеть только через 2 часа. Кино из разряда «хлеба и зрелищ», наверное, тоже нужно, но такого кино очень много. Для людей оно, как попса. Настоящее киноискусство – это когда ты видишь, что оно действительно прекрасно, что это высокое искусство. Просто прыгаешь от счастья и думаешь, нужно обязательно этот фильм показать. Главное, наверное, чтобы в фильме была человеческая история, но невозможно предугадать, что увидишь. Да, есть примеры, когда смотришь 15 минут и понимаешь, чем всё закончится, что будет дальше, а чего не будет уже вообще. 

А судьи кто? Кто будет представлять в этом году жюри? 

Возглавит жюри выдающийся кинематографист Владимир Иванович Хотиненко, он работал над фильмами «Мусульманин», «СВ – спальный вагон», «Зеркало для героя». Он талантливый человек и замечательный педагог. Его ученики постоянно участвуют со своими короткометражными работами на российских фестивалях. Жюри у нас состоит из 5 человек, кроме Владимира приезжает продюсер из Китая Ян Шэн, которая долгое время была программным директором кинофестиваля в Шанхае. Сейчас она занимается продюсированием. Режиссёр и сценарист из Таиланда - Пен-Ек Ратанаруанг, представляющий «Новую волну» юго-восточной Азии, его фильмы показаны в Каннах, он посещал наш фестиваль в качестве гостя. Куратор двухнедельника режиссёров на Каннском кинофестивале - Эдуард Уайнтроп. И с пятым членом жюри ведутся переговоры, могу лишь сказать, что это известный кинематографист, поклонники арт-хаусного кино, наверняка, знают его. Кроме того, у нас работает жюри от «NETPAC» - организация по продвижению азиатского кино, и престижная «ФИПРЕССИ» - фактически последняя инстанция в мире кинокритики. От них тоже три человека будут смотреть вместе с двумя другими жюри нашу программу, и определять, кому достанется приз. 

В прошлом году на кинофестивале показали эротический фильм Госпара Ноэ «Любовь», запрещенный к прокату в России. Он взбудоражил чувства зрителей, будут ли в этом году такие смелые кинопроекты? 

Мы надеемся, что такие фильмы получим, если кино пробуждает в людях чувства, пускай и разные – это прекрасно. Программа полуночи, естественно, будет. Но пока не могу назвать, какой именно фильм мы покажем. Сейчас идёт самый сложный период переговоров с правообладателями. Да, мы набрали 140 фильмов, но теперь нам нужно связаться с теми, кому принадлежат права, и добиться того, чтобы они нам их дали. 

Как молодым начинающим режиссёрам попасть на кинофестиваль? 

Мы не закрыты ни от кого, мы честно смотрим все фильмы. Нет никакого снобизма с нашей стороны. Если мы видим какую-то незнакомую фамилию и город, это не значит, что мы не будем смотреть этот фильм. Многие уже поняли, что у нас очень высокие критерии отбора, если «Меридианы» вошли в пятёрку лучших фестивалей страны, вместе с «Кинотавром» и Московским фестивалем. 

Будут ли на фестивале представители местного кино? 

У нас была программа, как раз посвященная местным кинематографистам, называлась «Кинопроба». И пик заявок на эту программу пришёлся на 10-ый кинофестиваль. Люди снимали кино, и присылали нам. Оно было полупрофессиональное и непрофессиональное вообще, но оно было. Мы среди них выбирали победителя, награждали, либо давали денег. Например, Дениса Мирошниченко послали на недельную стажировку в Санкт-Петербург к прекрасному и талантливому оператору Сергею Астахову, который работал с Алексеем Балобановым. Потом пошёл спад, конечно же, нужно в этом разобраться, подключать культурологов, социологов. Мы определили, что изначально было прислано 30 работ, потом стало 18, потом 9, а потом 2. Решили, для стимулирования местных режиссёров, объединить программу «Кинопробы» с другой программой, посвящённой городу и кинематографу отснятому во Владивостоке. Туда обычно включали более зрелые фильмы, короткометражные, документальные, полнометражные, но это нам тоже не особо помогло. Во Владивостоке огромное количество талантливых людей, мы пытаемся им хоть что-то дать, потому что специального образования здесь нет. Так как в России идет год кино, мы хотели устроить показ победителей в номинации "Кинопробы", и фильмов, которые даже не участвовали в кинофестивале, но которые сняты здесь, например «Проект панацея». Мы ждали работу Петра Старостина, который сейчас снимает полный метр, но вроде ещё идут съёмки. И всё же, эти задумки осуществятся только в юбилейный год. 

Хотят ли режиссёры, которые уже участвовали попробовать свои силы вновь? 

Мы с превеликим удовольствием с теми, кто у нас уже был, становимся лучшими друзьями. Если мы с ними встречаемся где-то за границей или на другом фестивале, мы лучшие друзья. Потому что Владивосток и сам фестиваль производит на наших зарубежных гостей крайне благоприятные впечатления, они влюбляются в этот город, в кинофестиваль, в жителей города, и готовы всегда к нам вернуться, и, конечно, дать своё новое кино. И неважно, выиграл у нас что-то человек или не выиграл, фестивальная неделя запоминается людям на всю жизнь. 

Вы отсмотрели 1300 фильмов. Встречаются ли похожие фильмы? 

Бывает так, что мы получаем целый пакет фильмов, где-то 10 или 8 от одной киношколы. И неважно, из России или из Германии, из Америки. Этой школой, естественно, кто-то руководит, и он является каким-то известным, талантливым режиссёром, фильмы которого мы видели, знаем и любим. В этом случае можно говорить о каком-то стиле, почерке, индивидуальности. И вот, я начинаю смотреть киноработы этих участников, а они все по манере, форме, по тому, как работает камера, по цвету походят друг на друга, так ещё и полностью повторяют стиль мастера. Это удивительно, потому что знаем мастера как талантливого человека, но странно почему он не видит и не говорит им . Возникает вопрос, зачем он так поступает.

Фото: Дарья Богачева  

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика