18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
КультураИнтервьюПриморский край6 сентября 2014, 15:41печать

Организаторы "Меридианов Тихого" рассказали о выборе кино и "субъективном факторе"


«Меридианы» - это независимый фестиваль с присущим только ему своеобразием - Юрий Гончаров

6 сентября 2014, 15:41, Дейта. Ровно через неделю во Владивостоке стартует 12-ый Международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого". Главной составляющей любого кинофестиваля, и «Меридианов» в том числе, является, естественно, программа – те фильмы, которые будут презентованы публике в очередной раз. И одним из самых важных людей, задействованных в процессе подготовки к фестивалю является отборщик – человек, занимающийся отсмотром и выбором того кино, которое и будет показано зрителю. Корреспондент ИА «Дейта» решил пообщаться с Юрием Гончаровым, программным директором 12-о кинофестиваля «Меридианы Тихого», о том, как фильм попадает на экран кинофестиваля и о мастерстве местных режиссёров.

- Как проходит отбор фильмов на фестиваль? Есть ли какие-то конкретные принципы отбора?

Нужно учитывать, что есть зрительское, коммерческое кино - то, что показывают в кинотеатрах. И авторское, то есть «фестивальное» кино. Большинство кинофестивалей работает с ориентацией именно на авторское, где кино рассматривается как искусство. На самом деле, об этом частенько забывается, но это так. Мы же в свою очередь, с самого первого кинофестиваля, с 2003 года, стараемся пройти буквально по какой-то тонкой-тонкой грани между зрительским кино и авторским. Мы стараемся показывать лучшее кино и в первом случае, и во втором. Потому что одна из главных наших задач, чтобы каждый наш зритель нашёл именно те фильмы, которые ему необходимы. Но мы ведь не знаем, каким фильмам отдаётся предпочтение со стороны безымянных, безызвестных зрителей. В этом заключается сложность и интерес нашей работы.

Субъективный фактор тут тоже очень важен. Ведь если мне лично фильм не нравится, это ещё ни о чём не говорит. Если он не нравится мне, ещё не значит, что он не понравится хотя бы трём зрителям, который придут его смотреть.

И, видимо, у нас это получается, раз мы проводим уже 12-ый фестиваль. И к нам приезжает жюри FIPRESCI в этот раз, чему мы чрезвычайно рады и счастливы.

80 процентов картин, которые показываются в дни фестиваля, потом нельзя нигде ни увидеть, ни скачать. Люди, которые решают посмотреть авторское кино, даже если раньше они им не увлекались, вдруг начинают по-другому относиться к этому непонятному, странному, синефильскому кинематографу. Народ берёт даже отпуска на всю фестивальную неделю, чтобы успеть посмотреть как можно больше фильмов.

Отбор кино начинается с того, что мы тщательно изучаем программы фестивалей, к выбору которых мы относимся уважительно. Венеция, Торонто, Пусан, Санденс, Берлин… В течение года мы связываемся с правообладателями, переписываемся с ними и потом, на кинорынках, которые есть и в Пусане, и в Берлине, и в Гонконге, и на сочинском «Кинотавре», в Каннах, встретившись, получаем, или не получаем, заинтересовавшие нас фильмы. И сейчас нам чаще говорят «да», чем раньше, на третьем-четвёртом фестивале, когда мы только начинали. То есть мы кино ищем. Мы не сидим и не ждём, что создадим программу из того, что нам пришлют.

Кроме того, в плане кино мы люди довольно насмотренные. И новые работы каких-то интересных режиссёров, проекты – всё это фиксируется. На кинофестивале мы, порою, ведём переговоры, вступаем в прямой контакт с правообладателями. Но согласие по разным причинам удаётся получить не всегда. У нас, например, с российским кино часто бывают сложности. Если у правообладателя есть выбор дать фильм во Владивосток или, например, в Варшаву, я уже не говорю о Локарно или Венеции, естественно люди предпочитают второй вариант. И это тоже понятно.

Да, люди присылают картины на отбор, но из этих фильмов в окончательный список программы попадает процента три. И это происходит каждый год.

Где-то зимой мы уже имеем представление о программе очередного кинофестиваля. Будут ли какие-то новые программы, думаем, что будем показывать в каждой из них, и так далее. Происходит обсуждение, какие-то фильмы, естественно, отсеиваются.

- С каждым годом больше присылают фильмов?

Да, конечно!

- Как в целом обстоит ситуация с фестивалем на данный момент? И чем отличаются первые «Меридианы» от последних?

Здесь просто всё. Если на первый кинофестиваль пришло шестьдесят фильмов, то к двенадцатому их уже больше тысячи. Это очень тонкая история. Этот фестивальный круг он очень не большой, как некий «клуб». И чтоб в него попасть, надо выстраивать свою программную политику определенным образом. Когда приезжаешь на другие кинофестивали и встречаешь людей, которые были здесь во Владивостоке, так они рады вспомнить о том, как хорошо было у нас. Естественно, это всё разносится по «клубу». О нас очень хорошая пресса, из материалов которой можно сделать вывод, что «Меридианы» - это независимый фестиваль с присущим только ему своеобразием.

Смотрите, вот в этом году у нас в основном жюри Александр Роднянский, председатель жюри, генеральный секретарь FIPRESCI Клаус Эдер, Альберт Сера, один из самых интересных европейских, если не мировых, режиссёров. Это тоже показатель – кто принимает приглашения работать в жюри на нашем кинофестивале

- Есть ли такое понятие, как «целевая аудитория фестиваля»? Вы нацелены больше на массового зрителя или на условного синефила, ценителя авторского кино?

Мы не делим нашего зрителя на синефилов и поклонников массового кино. Потому что у нас есть и зрительские и синефильские картины. В этом-то вся и штука, сделать такую универсальную программу, которая была бы интересна всем. Поэтому для нас, конечно, важен зритель без деления его на какие-то пристрастия.

- Какие всё-таки цели преследуются организаторами «Меридианов»? Можно ли сказать, что фестиваль несёт в себе некоторый образовательный момент?

Образовательный момент тут тоже присутствует. Для молодых кинематографистов проходят мастер-классы, творческие встречи. И к этому мы стараемся привлекать наших гостей. Например, Александр Роднянский в этом году проведёт «мастер-класс» на тему продюсирования. Мы стараемся, как можем, возместить во Владивостоке отсутствие своей профессиональной киношколы. На наш взгляд, здесь уже давно пора это сделать – открыть свою киношколу, кинофабрику, снимать здесь кино. В полном, серьёзном смысле этого слова.

Кроме того, необходимо учитывать то, что есть кино, которое прекрасно, но которое в кинотеатре никогда не покажут. Его показывают на кинофестивале. В том числе это касается отечественных фильмов.

- На фестивале есть специальная программа, куда присылают свои работы молодые режиссёры из Владивостока. Можно ли сказать, что со временем мастерство местных режиссёров, присылающих свои работы, растёт?

К сожалению, нет, нельзя. Честно скажу, оно не растёт и, с одной стороны, это тревожит. Но с другой, мы понимаем, что искусство создания фильма это такой процесс, который не может быть и выглядеть непрерывным потоком. И выносит к светлому будущему тех людей, кто по этой реке плывёт. Кино, если мы говорим не о коммерческом кинематографе, а о поиске себя, это очень штучная вещь, ручная работа. Здесь нельзя прогнозировать, что в это году у нас будет шесть фильмов молодых талантливых приморских ребят, а в следующем их будет восемь. Может быть ни одного. Вот в этом году фактически ни одного фильма. А в прошло году их было 14-ть….

- То есть работы попросту не присылают?

Присылают. Но они либо слабые… либо очень слабые. И причина именно в самих художниках. Может быть, нет идей, может – времени. Может быть, человек просто не понял, что кино – не его призвание. Здесь нет плана, как в Советском союзе, что нужно выпустить столько-то фильмов. Это очень тонкая и, слава богу, неконтролируемая история. И так вышло, что в этом году в программе «Сделано во Владивостоке» у нас не будет фильмов местных ребят.

- И самой программы тоже, выходит, не будет?

Будет, почему. Одно из основных требований чтобы фильм был снят во Владивостоке. Мы покажем в рамках этой программы два японских фильма.

- Какое же место занимают «Меридианы» среди остальных российских кинофестивалей?

Ну, например, по отзывам и публикациям представителей федеральной прессы, которые здесь были, а было их здесь достаточно много, программа нашего фестиваля в прошлом году была лучшей в стране.

- И с чем это связано?

Безусловно, это один из результатов нашей работы. И, конечно это непросто. Такие оценки нас убеждают в том, что мы всё делаем правильно, движемся в верном направлении. И то, что в этом году к нам приезжает жюри FIPRESSI можно назвать одним из главных плодов нашей многолетней работы.

ФОТО: предоставлено организаторами фестиваля

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика