Важно
Приложения
КультураПриморский край11 марта 2010, 17:00печать

В галерее PORTMAY открылась выставка работ Екатерины Архиповой "Античные игры"


Экспозиция представляет живописные и графические работы, среди которых жанровые картины, портреты, натюрморты и пейзажи.

11 марта 2010, 17:00, Дейта. Екатерина Архипова - художник ясного и гармоничного мироощущения, чистых законченных форм, тяготеющий к принципам и приемам классической художественной манеры, хотя и обогащенной живописными открытиями двадцатого века. В своем творчестве она твердо идет по пути европейской традиции, истоки которой находятся в античности.  

Произведения, связанные с античными мотивами, составляют  тематический центр выставки. Они органично сочетаются друг с другом, словно от холста к холсту ведут один рассказ: об играх и забавах античных персонажей, их купаниях и охотах,  полуденных снах и любовных вечерних встречах. Композиции работ, напоминающие гармонично уравновешенные скульптурные группы, с четкими объемными фигурами героев и плавным силуэтом ландшафта, в который они прочно вписаны, безусловно, говорят о чутком восприятии автором античного наследия, включая не только скульптуру и барельефы, но и рисунки на вазах, и сохранившиеся фрески.      

Своих сроднившихся с конями амазонок, скрывающихся в саду озорных фавнов, охотников с собаками, утомленных средиземноморским солнцем купальщиков автор погружает в спокойное созерцательное состояние, которое передается и зрителю. Происходит это во многом благодаря тщательно продуманной композиционной и  ритмической организации произведений, когда ее прекрасные персонажи словно заключены в один античный орнамент.

Героини портретов Екатерины Архиповой, в частности, таких как «Девушка в зеленом свитере» и «Девушка с зелеными глазами» вполне современны и вместе с тем и чертами лица, и абрисом фигур чем-то неуловимо напоминают античных персонажей. Они находятся в глубине собственных душевных переживаний, что только подчеркивается статичностью их поз, и окружены прозрачным, но неодолимым для внешнего взгляда коконом своего мира. Похоже, героини этих картин оказались в сегодняшнем дне несправедливо, они из другой реальности, они тоскуют об античном зное, запахах вербены, стихах Сафо и любовных играх в оливковых рощах.  Их можно наблюдать, но нельзя разделить их мысли и чувства.  

Живопись портретов отличается сложным колоритом, тонкими, живыми переходами тонов и ощутимой вибрацией цвета. В портретах Архиповой мы видим конкретных людей в реальной ситуации и обстановке, и здесь  чувствуется глубокое и внутренне обоснованное взаимодействие с традициями, где имена Сезанна и Модильяни стоят, пожалуй, впереди прочих. Причем автору удается не только сплавить эти столь разные художественные манеры, но и претворить их в индивидуальный стиль. Портреты, сохраняя организующую силу рисунка и линии, одновременно написаны мягким, широким мазком, который лепит и фигуры героинь, и окружающее их пространство. В живописном плане работы пластичные и цельные, а модуляции цвета нежны и воздушны, хотя манера письма Архиповой вообще-то сильная и плотная. Портреты словно окутаны женственной зеленовато-голубой дымкой -  реальной, живописной, но при этом и дымкой настроения. В картинах тонко присутствует гордая печаль, в которой пребывают ее героини. Столь же красивы в живописном смысле, притягательны и одновременно независимы ее обнаженные натурщицы и девушки с холста «Купальщицы» 2009 года, - это действительно амазонки, увы, чужие сегодняшней действительности.

Удивительно, но и натюрморты автора, составленные, казалось бы, из самых обычных вещей, несут на себе печать классичности. Может быть, этому способствует строгость этих композиций, лаконичная компоновка, четкость контурного рисунка и традиционная белая драпировка, подчеркивающая значимость, цвет и фактуру остальных предметов. Натюрморты Архиповой самодостаточны, автор не насыщает их собственными эмоциями, оттого они выглядят почти монументальными и  существующими независимо от окружающего мира. Точнее сказать, собранные на полотне предметы, фрукты, цветы как раз и есть полномочные представители вечной красоты мира, его цельности, неизменности и нерушимости. И  тяжелая золотая головка лука,  и зеленая бутылка, и крепкобокое яблоко, и литой белый чайник - все эти вещи становятся у Архиповой самостоятельными героями натюрмортов.

Графические работы, представленные на выставке, в чем-то продолжают и варьируют любимые темы и мотивы автора, а в чем-то и открывают новые стороны ее творчества. Очаровывают фантастические натюрморты, которые можно назвать и своеобразными пейзажами: «Город в чашке», «Город на бутылке» и «Город на веере». Благодаря мастерству автора и довольно редкой технике с использованием парафинового слоя, когда он покрывает одну красочную заливку, поверх него наносится новый рисунок, а затем поверхность процарапывается, эти работы своей изящной графической инкрустацией производят впечатление ювелирных изделий. Города мерцают, как небесные острова, напоминая о рождестве, детстве и сказках, которые обычно рассказываются темно-синей вечерней порой.

На фото: работа Екатерины Архиповой «У моря» (1994 год, оргалит, масло)

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика