18+
9 декабря 2016, пятница
Важно
Приложения
КультураСтатьиВ России14 января 2011, 11:58печать

Россия превратилась в Албанию


Что кроется в загадочной русской душе, лучше не знать

14 января 2011, 11:58, Дейта. Литературный критик Константин Мильчин спросил меня, читал ли я последнюю книгу Олега Кашина. – Читал, – говорю, – но не до конца. И вдруг понимаю, что я уже больше года ни одну книгу не могу дочитать до конца.

Может быть, конечно, у меня какое-нибудь расстройство мыслительного аппарата случилось. Или, например, дислексия. Но ведь тогда я бы не мог читать новости! А новости я читаю целыми лентами, с девяти до девяти каждый день. То есть, это не дислексия. И не расстройство.

Но книги-то я не дочитываю! Ну ладно там Кашина или, скажем, Колядину – но ведь я даже Сорокина последнего не дочитал! Пелевина – тоже не дочитал!

И я, знаете ли, по этому поводу переживаю.

Литературный критик Константин Мильчин сказал мне, что не я один по этому поводу переживаю. Ну то есть не по тому поводу, что я перестал книги до конца дочитывать, а по тому поводу, что их все перестали дочитывать до конца. А тут уже одно из двух – или что-то случилось со всеми читателями, или же что-то случилось со всеми писателями.

Или с ними со всеми одновременно случилось. Я вот как раз думаю именно что со всеми.

Что такое последняя книга Пелевина, например? Это компиляция тех или иных историй из блогов. Переосмысленных, рассказанных в других лицах, навеявших самостоятельные сюжеты, собранных в книгу. Но все равно, каждый активный житель русской блогосферы все эти истории знает. И читать Пелевина ему не интересно – он это всё уже знает.

На первый взгляд это такая цеховая совершенно история. Ну как, например, сотрудникам редакции газеты «Гудок» наверняка было не очень интересно читать написанные их коллегами «Двенадцать стульев» – просто потому, что все те фельетоны, из которых этот роман собран, они уже и так знали. Теперь же редакция газеты «Гудок» стала больше – мы все, в сущности, работаем в одной на всю страну газете «Гудок». И поэтому нам неинтересно в сотый раз перечитывать пересказы наших внутренних историй.

Но ведь широкие читательские массы – они не такие! Они в нашем «Гудке» не работают и всех этих историй не знают. Зайдите в любой книжный магазин – это же страшно представить, сколько там книг! И все эти книги должен кто-то читать, иначе бы их не издавали.

То есть, зря Мильчин у меня спрашивал. И у себя, кстати, тоже зря спрашивал. Не для нас с ним новая книга Кашина. И не для тех, кто с Кашиным в Твиттере целыми днями дерьмом друг в друга бросаются. Она для тех, для кого все вот это вот в книжных магазинах стоит. И Пелевин теперь для них же. И даже, вы не поверите, Владимир Сорокин.

И им теперь придется меняться. Чтобы соответствовать, так сказать, аудитории.

А аудитория эта очень простая. Вы в новогоднюю ночь телевизор смотрели? Там выступал самый популярный в стране певец Стас Михайлов. Такой брутальный мужчина в расстегнутой на волосатой груди белоснежной рубахе, атласном пиджаке и с огромной пряжкой на ремне (удивительно еще, что у него был ремень, а не кушак). Этот парень два раза в год Кремлевский дворец собирает – а это, на минуточку, шесть тысяч человек. А поет он такую совершенно балканскую музыку. Цыганско-румынскую. Местечковую и провинциальную. И это всё показывает федеральный телеканал.

Понимаете?

Россия превратилась в Албанию.

Еще несколько лет назад мы смеялись над фильмами Кустурицы – там такие смешные цыганские бароны ездили в ворованных лимузинах с девками и нюхали разбодяженный кокаин. Это казалось нам дикой экзотикой. А теперь у нас с вами все это здесь. Вот прямо по телевизору. И не в виде кино, а в виде суровой, объективной реальности.

А что там в глубине этой самой загадочной души нашего с вами народа ЕЩЕ кроется – лучше даже не знать. Лучше даже не догадываться об этом. Как еще несколько лет назад мы не догадывались о том, что там может скрываться музыка Стаса Михайлова.

Я знаю, вы наверняка скажете мне про «шансон» (что, кстати, за дурацкий термин для обозначения блатной песни?), про «Ласковый май» одновременно с «Кино», про русские сериалы, превзошедшие по бессмысленности и беспощадности даже сериалы бразильские. Я всё это знаю. Но все-таки это была низовая культура. Она была массовой – но она не презентовалась в официальном прайм-тайме. И человек, который смотрел телевизор после работы и в новогоднюю ночь вряд ли мог натолкнуться там на албанские песни. То, на что он там натыкался, тоже не было классическим балетом по произведениям Пушкина, однако албанских песен там не было. А теперь они есть.

И скоро они, поверьте, будут в Большом театр и на Мавзолее.

Не знаю как вас – а лично меня это не очень пугает. Ну Албания и Албания – что с того? Живут же люди в Албании. У них там, кстати, красиво. Море, скалы и красные черепичные крыши.

Просто надо перестать обманывать себя насчет великой русской культуры.

Ее больше нет.

Она умерла.

И убил ее никто иной, как сам великий русский народ. Всеми этими своими Стасами Михайловыми или Еленами Ваенгами.

Зато у нас с вами теперь есть великая албанская культура. Попробуйте сказать какому-нибудь албанцу, что культура его страны не великая – мало наверняка не покажется. Так что одной великой культурой меньше, одной великой культурой больше – кажется, ничего и не изменилось.

Так что, дорогой Мильчин, ничего удивительного в том, что я перестал дочитывать русские книги и нет.

Максим Кононенко, GZT.RU

ИА "Дейта"
КОММЕНТАРИИ
  • Ger13:12, 14 Января 2011
    Краткий смысл: это не я такое говно, а русские вообще. . .
  • 12313:49, 14 Января 2011
    бредятина полная
  • елена18:11, 14 Января 2011
    А я солидарна с Кононенко. В том смысле. что что- то случилось с нашей современной литературой. Какая- то она однотипная и предсказуемая. а потому пресная. И сериалы я не могу смотреть больше 10=12 серий. Начиная с пятой серии уже можно догадаться что еще накрутят авторы.
  • дед23:55, 14 Января 2011
    Я не понимаю автора причем здесь русский народ, это по его желанию с экранов льется грязь, все эти шоу, фильмы с тремя состовляющими секс, деньги, пистолет. Зайдите в книж
    ный магазин, вы не найдете хороших книг одни детективы и любовные сопли (извините). У нас есть и будут хорошие писатели которые пишут для души, а не ради гонораров. Вопрос только в том что нынешней комерцкультуре они не нужны, на них бабки не сделаешь.
    Развернуть
    • дедушка00:01, 1 Февраля 2011
      ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН! хотел приобрести интересные для себя книги. солженицина. стаута. золя! но увы! донцова. робски. устинова! кроме как сабботажем это не назовешь! зачем изательству печатать классиков! с журнала дом2 навара больше!
Читать все комментарии
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Анонимно
 
Авторизовано
ВойтиРегистрация
 
Другие
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Редакция РИА «Дейта» предупреждает: в случае появления на сайте информационного агентства Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9163.39
EUR:68.5068.25
CNY:92.8392.14
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика