Важно
Приложения
КультураСтатьиПриморский край14 февраля 2017, 10:15печать

«Стена» в Приморье: Смоленск останется российским



14 февраля 2017, 10:15, Дейта. Спектакль театра им. Горького о героической обороне Смоленской крепости собирает полные залы, сообщает ИА «Дейта».

История России становится основой многих представлений на сцене театра имени Горького давно.

Напомним: два десятка лет назад был поставлен масштабный «Борис Годунов», затем почитателей краевого театра надолго обаял «Шут Балакирев», несколько лет с успехом идут «омедаленные» накануне Государственной премией «Крейсера», в этом сезоне публике представлена масштабно-эпическая «Стена».

«Стена» - это спектакль прежде всего о крепости духа бесстрашного народа Руси.

Напомним вкратце эту страницу героической истории России. Оборона Смоленска, не поддавшегося в «смутное время» ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему город-крепость польскому королю Сигизмунду, сыграла в 1610—1611 годах огромную роль в воссоздании российского народного патриотизма. За время обороны Смоленска, не пустившего в Москву основные силы обманом захвативших столицу поляков, в формировавшееся под знаменами Пожарского и Минина ополчение собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

2990_large.JPG

1 ноября 1612 года Минин и Пожарский изгнали поляков из Москвы - ценой гибели осажденного ляхами пятитысячного гарнизона Смоленска. Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, однако, составили около 30 тысяч человек.

Напомним: премьера спектакля «Стена» на сцене театра им. Горького во Владивостоке состоялась в рамках Восточно-экономического форума, переполненный зал аплодировал пьесе и ее героям стоя. Кстати, аншлаги для «Стены», повествующей о героизме русского народа, малоизвестной странице славной военной истории Руси продолжаются по сей день.

- Первые лица пьесы - это русский народ, государство Российское, - пояснил в дни премьеры пьесы режиссер-постановщик спектакля Ефим Звеняцкий. - Смутное время требует осмысления. Тогда люди в самый тяжкий момент для страны сумели объединиться, забыть  про распри. Сегодня важно об этом вспомнить снова. Когда я прочитал роман, мне увиделось в нем продолжение дальневосточной истории, которая отразилась в спектакле «Крейсера». Целое поколение страны ничего не знает о том, что произошло в ту эпоху… Заметьте,  театр  не занимается реставрацией исторической хроники. Спектакль не только о том, что случилось многие лета назад, но и о том, что происходит сегодняшним днём… Я бы хотел развеять пессимистические настроения, безверие. Конечно, каждый человек имеет право на выбор, но я его давно сделал. Патриотизм, любовь к государственности - для меня это и есть цель, которую я преследовал, эмоции - это и есть предмет театра, в котором мы служим.

Кстати, впервые пьесу по повести Владимира Мединского поставили на сцене Смоленского камерного театра к очередному юбилею города. Критики сразу же отметили произведение министра культуры РФ как многогранное - в нём переплелись жанры исторической хроники, авантюрного романа, литературного сочинения, наполненного лирикой и драмой.

«Стена» начинается своеобразным запевом Сказителя, снаряженного в современный армейский камуфляж: «Стена» Смоленска была построена длиной от центра Владивостока до окраин острова Русского, высотой в девятиэтажный дом - масштабы крупнейшего оборонительного сооружения средних веков на Руси впечатляют и поныне…».

2991_large.JPG

Сказитель - народный артист России Владимир Сергияков - завораживает публику уже в первые минуты сценического действа. Удачен сценический «дубляж», примененный Звеняцким в «Стене» - несколько актеров исполняют по две роли в одном представлении. Так, Сергияков сыграл еще и роль бывшего воеводы Смоленска Дмитрия Колдырева, которому было суждено погибнуть за веру и царя на глазах народа.

Кстати, историческая хроника «Стена» - это одна из масштабных постановок краевого академического театра, в которой участвуют все актёры труппы, десятки студентов различных курсов Дальневосточной академии искусств, а также дети актеров «горьковки» в ролях отроков и отроковиц гибнущего, но не сдающегося города. 

Мрачные, высокие, неприступные стены крепости – еще один, пожалуй главный герой спектакля, переносящего зрителя в атмосферу русского средневековья. Массовые сцены на ее фоне красивы, слаженны, пластичны  и виртуозны – режиссер-постановщик Ефим Звеняцкий словно не может налюбоваться истинно народными русскими плясками и обрядами. Успеху представления способствует огромная «внутренняя» работа театра над постановкой, для которой, к примеру, было сшито около 300 костюмов разной степени исторической достоверности. Впрочем, главные герои осады Смоленска не всегда естественно, хоть и очень красиво смотрятся в костюмах, сконструированных по принципу «русский верх, модный низ», ну, а славная славянская девушка 17 века Катерина в красных штанах в обтяжку вызывает лишь горестное недоумение завзятых театралов…

Впрочем, режиссер имеет право на домысел, а уж как хороша главная героиня спектакля в исполнении в тех самых красных штанах во время батальных сцен – любо, ой, любо! Кстати, постановкой батальных сцены «Стены» на сцене «горьковки» не впервой весьма профессионально и удачно с точки зрения зрелищности занимался сержант спецназа России в запасе заслуженный артист Евгений Горенко.

В спектакль весьма по делу и чаще всего целесообразно с точки зрения сценографии вплетается информативно насыщенный видеоряд на большом экране – обычно той самой «стене» крепости. А вот основной драматический конфликт пьесы, который заключается в авантюрной погоне поляков с одной стороны, и нескольких героев «Стены» с другой за неведомым богатством, как нам кажется, надуман и не логичен. Труднопредставимая погоня обаяшки - польского короля Сигизмунда в удачно-ударном исполнении народного артиста РФ Александра Славского в белых штанах - за сокровищем тамплиеров (эва, где эти рыцари обитали, а где Смоленск), схороненным еще царем Грозным в тайных подвалах Смоленска, где-то даже тормозит сцендейство и мешает развитию других более удачно выписанных в инсценировке повести линий – да хоть бы и любовной!

Ибо одними из лучших сцен спектакля следует по справедливости признать «песнь песней» очень лирического дуэта Катерины и Григория. Удивительно, как тонко, тщательно, где то даже весело до высокой французской куртуазности умеют эти талантливые молодые супруги-актеры Валентин и Валерия Запорожец «играть в любовь» - да так, что у зрительниц из партера – мороз по коже!

2994_large.JPG

Зато навязано-надуманных автору показались выглядящие явно лишними на фоне любовной драмы главных героев и героической трагедии Смоленска сцены «ведьминого разврата» вдовой Варвары (Марина Волкова). Сначала мы видим Варвару в одних кальсонах и в японской почему то бане офуро, потом в нелогично-любовном дуэте с отроком-пастушонком – героем для пьесы явно проходным, а может быть, и не нужным.

Марина Волкова ведет свою роль прекрасно; впрочем, актерских удач исторической хроники не перечесть! Естественен до оторопи в роли православного архиепископа (и летописца) заслуженный артист РФ Александр Запорожец, обаятелен друг Григория Фриц Майер в исполнении Леонида Смагина, впечатляет кавалер мальтийского ордена Новодворский – очередная творческая удача Михаила Марченко, блеснул, право слово, блеснул в роли юродивого Константин Суворин, бриллиантовый наш самородок!

Благодаря обилию актерских удач и отличной режиссерской работе Звеняцкого, историческая хроника смотрится на, как говориться, одном дыхании. Нам остается лишь по хорошему позавидовать будущим зрителям постановки и посоветовать всем любителям истории России и российского театра – иди и смотри!

Фото: театр имени Горького        

ЭПИ "Дейта"
Курс
вчера
сегодня
USD:57.2857.23
EUR:61.7061.73
CNY:82.9782.98
ОПРОС
Каков размер вашей заработной платы?
Загрузка...
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2017 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8 (423) 227 18 16, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна