18+
11 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения
КультураИнтервьюПриморский край15 сентября 2014, 23:55печать

Владимир Меньшов рассказал о "подачках с барского стола" и фильмах своей молодости


Он намерен содействовать в развитии киношкол во Владивостоке

15 сентября 2014, 23:55, Дейта.

Во Владивостоке стартовал кинофестиваль «Меридианы Тихого». В связи с этим в наш город съехались десятки звёзд со всего света. И, естественно, почтили своим присутствием город у моря и российские знаменитости. Одним из главных мэтров нынешних «Меридианов» можно назвать Владимира Меньшова – режиссёра таких картин, как «Москва слезам не верит» и «Ширли-мырли». Кроме того, Меньшов выступает и в роли президента кинофестиваля. Корреспонденту ИА «Дейта» удалось пообщаться с выдающимся кинодеятелем и узнать о его современных режиссёрах, поговорить о картинах его молодости и выяснить, нужна ли Владивостоку своя киношкола.

-Наш фестиваль с вашим именем связывает, в первую очередь то, что вы были председателем жюри на самом первом фестивале. И в этом году вы стали президентом, кроме того, через несколько дней у вас юбилей, который вы отметите у нас, во Владивостоке. Почему же вы решили отметить такую важную для вас дату на таком расстоянии от дома?

Я не настолько смелое решение принял, чтобы уехать за 9288 километров и отмечать здесь. Я впритык до юбилея побуду и уеду в Москву, в объятия любимых своих девочек и мальчиков.

-Какие воспоминания у вас оставил Владивосток двенадцатилетней давности?

Я бывал во Владивостоке несколько раз и после первого кинофестиваля. Мне очень симпатичен и город, и из него можно сделать такую жемчужину нашей страны. Он напоминает Сан-Франциско. Особенно сейчас, с появлением мостов. И благоустройства в последнее время больше появилось.

-У вас в эти дни почётная, серьёзная миссия – вы президент кинофестиваля. А в чём вообще заключена миссия президента?

Ну, когда наступят какие-то драки, придётся растаскивать (смеётся). Я думаю, задача в том, чтобы вносить мудрость, если вся работа жюри будет двигаться бесконфликтно, то тогда буду сидеть в сторонке. И если начнутся конфликтные ситуации, тогда приду и приму решение.

-Так получилось, что в самом начале вашей карьеры, судьба ваших фильмов складывалась очень удачно. В 1973 году за роль в фильме «Человек на своём месте» вы получили приз на всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. В 1976 году за фильм «Розыгрыш» у вас была государственная награда. На сколько, по-вашему, важно молодому кинорежиссёру получить признание на фестивалях, получать какие-то премии, насколько это будет толчком для него? Или всё-таки это не принципиально?

Награда, как правило, действует на людей, не слишком обогащённых умом, в сторону поехавшей крыши. Ну, я думаю, что никак это не действует, потому что те награды, которые вы назвали… Рядом было немало людей которые тоже что-то получали. И другие, и подобные награды. Не выделялись мы значительно друг против друга. «Москва слезам не верит» получил государственную награду СССР, это была серьёзная премия. Но даже она не давала мне право на ошибку, на повышенные требования, на капризы на площадке. Всё равно приходилось оглядываться, насколько это везение, не случайность ли. Вот фильм «Любовь и голуби» уже закрепил за мной репутацию хорошего режиссёра. Который, не скрою, дал мне некоторые очки. Но что мне с ними делать? В авоське их носить? Единственное, что, когда ты приходишь и просишь деньги на некий рискованный проект, и продюсер смотрит на те картины, которые ты снял, и на награды, которые ты за них получил, то деньги тебе дадут.

-Ваши фильмы, которые возымели оглушительный успех у зрителей, при этом были низко оценены кинокритиками. Как вы вообще относитесь к кинокритике? Ведь особенно в советский период она была такая мощная, такая активная и, с одной стороны, она подстёгивала режиссёров, с другой стороны – вносила некий раздрай между режиссёром и зрителем. Что сейчас происходит с кинокритикой, насколько она вообще нужна?

Конечно, кинокритика нужна. Неверно так говорить, что нужна или не нужна. Нужны хорошие, самостоятельно мыслящие люди. К сожалению, кинокритики существуют некими кланами и в каждом клане есть своя главная рыба, которая определяет мнения. А все остальные уже пишут под его мнение. Если принято решение бомбить тот или иной фильм, они бомбят. Принято решение поднимать, значит поднимают. В Москве это всё очевидно просто. Разделяются две газеты и ты уже догадываешься, как будут относиться к тому или иному фильму, спектаклю, имени. Есть вообще имена запрещённые, табу.

-В этом году на кинофестивале будет представлен фильм молодого режиссёра под названием «Белый ягель», вы занимались продюсированием этой картины. Насколько вам было интересно работать с молодыми и кого бы из современных молодых режиссёров вы бы видели? Кто вам интересен?

Если говорить об очень крепком, сильном режиссёре, то это Андрей Звягинцев, Володя и Александр Котт… Я сейчас боюсь кого-то забыть. Ещё Юрий Быков, который снял фильм «Дурак». Достойный очень человек. Произвела на меня впечатление картина «Горько» режиссёра Жоры Крыжовникова. Это действительно весёлая и глубокая, в конечном счёте, картина. О нашем обществе, о наших людях и характерах.

-А вы можете сказать, чего не хватает нашим молодым режиссёрам? Есть какие-то вещи, которые были тогда, в Советском союзе, и которых нет сейчас?

Мне не хватает таких картин, которые были во времена моей молодости, тех, которые я сам делал. Соединение формы и глубины содержания, и чтобы это было очень смотрибельно. Мы сейчас разбаловали себя, считая, что если пришёл один миллион зрителей, то это такая победа. Мы-то в 150-миллионной стране живём. А ещё совсем недавно нормой было пятнадцать миллионов зрителей. Конечно, технические возможности расширились и люди сейчас смотрят фильмы по телевизору, на дисках и так далее. Но американцы выходят из этого положения. Кино у них существует. И мы можем как-то этим заняться, не слушая все оправдания.

-А должно ли государство поддерживать кино? Ведь во Франции, например, есть отдельная программа поддержки французского кино. В России мы тоже, с одной стороны, выходим на этот уровень. Но с другой стороны, каждый фильм сейчас должен получать прокатное удостоверение. А как быть тогда документальному кино, как быть короткометражкам?

Я не настолько глубоко погряз в этих технических вопросах. Насколько я знаю, всё существует: и короткометражки, и документальные фильмы, и фестивальное кино. Но всё это существует на подачках с барского стола.

-У нас киношколы, по большому счёту, только в Москве и Санкт-Петербурге. В Америке, например, практически каждый крупный вуз даёт кинематографическое образование. Вот как вы думаете, если в стране появится как можно больше образовательных учреждений в сфере кино, это повлияет на качество производимого продукта? И станет ли от этого больше хорошего кино?

Необязательно. Но за Уралом должны существовать такие школы. Так как это очень накладно летать из Владивостока в Москву на обучение. И такие школы должны появиться во Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Красноярске. Дело в том, что обучение кино сейчас не такой дорогой процесс, как это раньше было. Ведь сейчас всё на цифре, а не на плёнке. Нужен хороший мастер, который будет вести это от начала и до конца. По крайней мере, не надо, чтоб она была совершенна в техническом отношении. Но нужен свежий взгляд на вещи. А это человек способен предъявить, имея даже только мобильный телефон.

-Если бы, предположим, у нас появилась киношкола, вы бы в качестве приглашённого мастера приезжали во Владивосток?

С наслаждением!

ФОТО: ИА "Дейта"

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.3963.30
EUR:68.2567.21
CNY:92.1491.74
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика