18+
3 декабря 2016, суббота
Важно
Приложения

Об эксперименте по ведению в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики"


Мнение епископа Зарайского Меркурия

17 мая 2010, 11:32, Дейта. 17 мая во Владивостоке открывается Всероссийский Форум «Дальневосточные образовательные Чтения памяти свв. Кирилла и Мефодия», одна из секций которого называется «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении в свете образовательных стандартов второго поколения и современной государственной политики». Хотя Приморье и не вошло в число 19 регионов, где проходит эксперимент по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», во многих школах края основы православной культуры уже ведутся.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий выступит на мероприятии с докладом «О ходе реализации эксперимента по преподаванию в общеобразовательных школах комплексного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"».

РИА «Дейта» публикует его в сокращенном виде:

«Сегодня важно, чтобы с отменой регионального компонента образования опыт преподавания православной культуры не угасал, а углублялся и расширялся. Могу с уверенностью сказать, что скоро он будет востребован в большем объеме — при введении на федеральном уровне курса «Основы религиозных культур и светской этики», одним из 6 предметов которого являются «Основы православной культуры». Мы надеемся, что эксперимент по внедрению этого курса принесет благие плоды и станет началом повсеместного распространения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах России с 2012 года.

По мнению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Нам еще предстоит выработать национальную модель религиозного образования, приемлемую для всех граждан нашей великой страны, и сделать это можно только соборно — путем усилий многих и многих тружеников на ниве духовно-нравственного просвещения и образования, обобщая и уже наработанный опыт, и результаты эксперимента.

В подготовительный период к нему Русская Православная Церковь пыталась сделать все возможное, чтобы преподавание Основ православной культуры в 19 регионах было успешным, и изучение своей духовно-нравственной традиции стало реальным для всех российских школьников.

По нашему настоянию новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вошла в образовательный Стандарт для начальной школы в качестве части учебного плана. Отделом религиозного образования и катехизации были также подготовлены предложения о включении в новый образовательный Стандарт варианта Учебного плана по выбору школы, предусматривающего преподавание учебных предметов по религиозным культурам не менее одного часа в неделю по всем годам обучения. Эти предложения были официально направлены заместителю министра образования и науки РФ, председателю Совета Министерства по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине в августе 2009 года. Мы надеемся, что образовательные Стандарты нового поколения будут отражать реальную потребность общества в духовно-нравственном воспитании детей, которые будут иметь возможность полноценно изучать религиозную культуру в каждой российской школе.

Однако не все выбранные регионы оказались в полной мере готовы к проведению эксперимента, во многих из них он идет методом проб и ошибок. Не все родители школьников оказались готовы к выбору предметов курса из-за вопиющей безграмотности в области религиозной культуры и этики. Некоторые из них выбирали предмет «светская этика», поскольку понимали под этим преподавание этикета. Другая причина неготовности к выбору — недостаточно полное информирование родителей. В некоторых местах, чтобы минимизировать расходы на преподавание предметов курса и не «осложнять» себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями и сотрудничеством с конфессиями, результаты опроса работниками органов управления образованием и директорами школ подтасовывались в пользу «светской этики».

Его Святейшество, Святейший Патриарх Кирилл, совсем недавно, во время своего визита в Екатеринбург, особо высказался по этому поводу: «Родители четвероклассников выбирают для своих детей предмет "светская этика" вместо основ православной, мусульманской или иудейской культуры под давлением директоров школ, на которых, в свою очередь, давят местные власти». При этом он отметил, что сам был инициатором включения в курс «Основы религиозных культур и светской этики» предмета «светская этика», чтобы неверующие учащиеся и их родители также имели возможность выбора, так как, по его мнению, именно такой курс позволяет «при всем многообразии мировоззренческих подходов выбрать дисциплину, которая, несмотря на различия во взглядах, в том числе на то, есть Бог или нет, пытается сформировать одну систему ценностей». Однако, как сказал Святейший Владыка: «Не должно быть насилия над убеждениями людей».

В стране, где на протяжении многих лет господствовал государственный атеизм, а религию называли «опиумом для народа» и «мракобесием», люди по инерции все еще боятся религиозной культуры, и надо поскорее помочь им преодолеть этот барьер. Некоторые СМИ, вместо того, чтобы донести до людей суть вопроса, продолжают необоснованно пугать население старательно культивируемым призраком клерикализации светской школы. Сегодня воинствующий атеизм часто прикрывается терминами «гуманистическое мировоззрение», «мировоззренческая нейтральность» и т. п., и надо признать, что в настоящее время это главное препятствие для части представителей образовательного сообщества и чиновников, не готовых признать право наших сограждан давать своим детям образование, соответствующее их культурным и религиозным традициям.

Поэтому очень важно, чтобы епархии, в которых эксперимент не проводится, заранее учли эту сторону вопроса и вместе со СМИ постарались как можно более полно проинформировать родительскую общественность о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и входящих в него предметах, чтобы в будущем родители могли совершить осмысленный и ответственный выбор. И очень важно, чтобы вся подготовительная работа по внедрению этого курса в отечественное образование проводилась педагогической общественностью и Церковью совместно.

Нам придется еще много потрудиться, преодолевая укоренившиеся заблуждения, разъясняя людям, что в XXI веке Церковь, другие традиционные религиозные общины составляют полноправную часть современного российского общества.

Коротко коснусь основных задач, которые нам пришлось решать в процессе подготовки преподавания Православной культуры в рамках эксперимента.

Главной задачей, которая потребовала объединения усилий церковной научной и педагогической общественности, стала подготовка пособий по Основам православной культуры в рамках нового курса «Основы религиозных культур и светской и этики». Учебник, который приготовил коллектив во главе с протодиаконом Андреем Кураевым, богословски грамотный, интересный и живой, он заслуженно получил высокую оценку педагогов. К этому учебнику специалистами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии образования было подготовлено и пособие для учителей. Это позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу Основ православной культуры. Думается, что уже сейчас эти разработки смогли бы стать хорошим подспорьем и для смоленских педагогов на уроках по православной культуре.

Отделом религиозного образования и катехизации в экспериментальные регионы были направлены методические разработки, электронные конспекты пособий, видео- и аудиоматериалы. В подготовке этих материалов большую помощь нам оказала представитель Смоленской и Вяземской епархии, помощник Преосвященного Владыки Феофилакта, профессор Государственного университета Татьяна Петровна Довгий, и я еще раз хочу поблагодарить ее за вклад в общее дело внедрения предмета «Основы православной культуры» в отечественную систему образования. Наше сотрудничество — хороший пример для епархий, в которых давно и успешно ведется преподавание этого предмета, чей опыт может быть интересен и полезен для других.

Что касается подготовки педагогов для регионов, участвующих в эксперименте, то это крайне важная составляющая успеха преподавания православной культуры. Министерство образования и науки задействовало для этого свою систему повышения квалификации и переподготовки педагогов. Предстояло срочно обучить 15 тысяч учителей. Однако у нас имеются существенные претензии к руководству Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по поводу процедуры и содержания работы с педагогами-тьюторами, которые затем продолжили и будут в течение ближайших двух лет продолжать подготовку учителей в регионах. Фактически, конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, не были приглашены для участия в этой работе, и это не случайность, а установка руководства Академии, которое стремилось «отстраниться от конфессий», и подготовить педагогов, которые могли бы преподавать все предметы курса вне зависимости от конфессий — с единой «светской», иначе говоря, атеистической мировоззренческой позиции. Вот почему книга «Основы православной культуры», подготовленная Академией для учреждений системы повышения квалификации, Отделом религиозного образования и катехизации не была рекомендована для педагогов. Нам еще предстоит вести переговоры с руководством этой Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы нашего участия в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего участие Церкви в этом деле, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно и других конфессиональных предметов.

Учитель должен понять, что ему предстоит говорить о высоком, о горнем, о том, пред чем должно быть высочайшее благоговение. Однако должно быть уважительное и предельно корректное отношение и к другим религиозным культурам, входящим в общий курс. Об этом подробнейшим образом говорится в Методических материалах для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации, подготовленных Министерством образования и науки РФ, в отработке которых принял участие Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

В этих материалах также ведется речь о том, что «следует согласовать участие представителей религиозных организаций в подготовке учителей религиозной культуры и получении ими рекомендации для преподавания соответствующего предмета (модуля). Рекомендуется составить реестр (список) учителей по религиозным культурам православия, ислама, буддизма, иудаизма в регионе, согласованный с соответствующими религиозными организациями». Это очень важное решение, и надеемся, что оно будет в ближайшем времени доведено до регионов, где проводится эксперимент.

Синодальным Отделом образования и катехизации при участии Министерства образования и науки РФ в ближайшее время планируется создание Общероссийского учебно-методического объединения по Основам православной культуры. Нужно чтобы учителя, преподающие этот предмет, использовали весь богатый опыт Церкви в области духовно-нравственного воспитания. Необходимо, чтобы как можно больше школьных педагогов, сознающих себя православными христианами и желающих преподавать православную культуру детям, сами как можно больше узнали о тех сокровищах, которые в ней заключены, и получили качественные и систематические знания. Поэтому в данном методическом объединении ведущую роль предполагается отвести православным специалистам в области духовно-нравственного образования. Это должно быть объединение профессионалов и единомышленников, заинтересованных в возрождении православных традиций в отечественном образовании.

Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма, простого желания здесь недостаточно. Поэтому одна из главных задач нашей общей работы — заложить прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов наладить плодотворную работу епархиальных отделов образования с региональными органами управления образованием. В Смоленской и Вяземской епархии накоплен хороший опыт сотрудничества, но с учетом новых задач, стоящих перед отечественным образованием, он должен обязательно усовершенствоваться и развиваться.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, как органу, координирующему образовательную работу епархий, предстоит систематизация и последующая актуализация в масштабах всей нашей Церкви положительного опыта преподавания основ православной культуры, накопленного в регионах.

В целях развития и совершенствования практики преподавания предметов духовно-нравственного содержания, в том числе и православной культуры, при Отделе религиозного образования и катехизации создан Научно-методический экспертный совет. Его задачей является проведение экспертизы содержания учебных и методических изданий, других образовательных материалов. В свете этого в учебных учреждениях всех типов по предметам, содержание которых в той или иной степени связано с Православием, должны использоваться только учебные пособия, прошедшие экспертизу и получившие гриф Отдела религиозного образования и катехизации.

Другой насущной задачей, стоящей перед нами, является церковное лицензирование всех православных школ и гимназий, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, для составления полного Реестра православных образовательных организаций. Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в настоящее время разрабатывается обязательный минимум содержания программ по православному образованию для всех ступеней общеобразовательной школы, который станет обязательным для всех православных школ.

Святейший Владыка Кирилл придает большее значение развитию православной образовательной системы от детского сада до вуза. Он высказался за увеличение числа православных учебных общеобразовательных учреждений в стране. Ведь именно в них осуществляется системное духовно-нравственное воспитание детей. Отрадно, что педагоги смоленских православных гимназий активно передают свой опыт другим педагогам города. Чтобы эта работа шла плодотворнее, в ближайшее время мы будем на сайте Синодального Отдела помещать работы педагогов-победителей конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», который ежегодно проводится Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Наш отечественный опыт свидетельствует о положительном влиянии традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностей на подрастающее поколение. Российская школа может и должна воспитывать нравственную и ответственную личность, укорененную в исторических и культурных традициях своей семьи, Церкви, государства. Эту задачу мы планируем с 2012 года решать через систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза в масштабах всей страны. Преподавание православной культуры как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе – центральный элемент этой системы. Поэтому мы надеемся, что право на добровольное религиозное образование и духовно-нравственное воспитание детей в светской школе будет гарантировано новым федеральным законом об образовании».

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
КОНФЕРЕНЦИЯ
ПОПУЛЯРНО
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика