18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения

Эксперт: Наши художники - как гастарбайтеры!


А состояние приморских галерей - мерзопакостное

20 июня 2012, 13:25, Дейта. Директор Музея современного искусства АРТЭТАЖ ДВФУ Александр Городний рассказал РИА «Дейта» о безразличии властей к современному искусству, необходимости сильного лидера и о том, куда «катится» культура во Владивостоке.

Как вы оцениваете состояние галерей во Владивостоке?

Просто мерзопакостное. К сожалению,  из государственных галерей  ничего не прибавилось в новую эпоху, а те, что есть, - годами в ремонтах. Из частных - сами видите. Это не наша вина уже. Тот же Portmay…  Это надо вообще спасибо хозяину сказать, что галерея продержалась более чем семь лет. Ну и «Арка» еще, слава богу, стоит благодаря семье Глазковых только. А для такого города это что вообще... Урюпинск и то лучше выглядит. Суйфэньхе в конкуренции…

Есть ли в перспективе у вас переезд на остров Русский со своим музеем?

 В целом я благодарен судьбе за то, что оказался в структуре университета. Я писал и Курилову раньше, и Миклушевскому концепции. Потому что должен быть приличный музей современного искусства при университете. И есть такие, с которых мы бы хотели взять пример: я работал со многими американскими, корейскими, японскими университетами. И естественно что-то подобное можно было бы построить на Русском острове, чтобы культурная жизнь там тоже кипела. И не что-то приспособить под музей: коридор или вестибюль в новом кампусе, а как положено - сделать современное  музейное проектирование.

Что этому мешает?

Я, конечно, понимаю их проблемы: ДВФУ  бы утрамбоваться с тем, что есть:  те же библиотеки,  лаборатории, и прочее. Стулья бы студентам расставить. Ну, если культуру так пинать дальше, то можно вообще скатиться ниже некуда. А оно и катится.

Обидно за фонды больше всего. Они должны работать, дышать, представлять современное искусство именно сегодняшнего дня. Есть музей Арсеньева, Приморская картинная галерея, где можно показать Айвазовского, Рыбачука и все такое давно уже классическое. А то, что отражает дух, культуру и состояние современного человека, показывать будет негде. Любой нормальный гость города первым делом интересуется,  что тут было, в какой цивилизации сейчас нахожусь. На эти вопросы музеи должны отвечать.

Почему галереи закрываются, если говорить о той же галерее Portmay?

Нет музея, и часто галереи, которые себя бы окупали.  Даже в Москве сейчас  ряд  ведущих галерей закрывается. Какая грусть, там нет арт-рынка! А у нас?  Ведь в Portmay были выставки часто достойные:  каталоги к ним, фуршеты... Я, кстати, им не раз  завидовал. У них и сотрудники в штате приличные деньги получали. Но, в конце концов, бизнес  там частный, видимо устал терпеть альтруизм, в какую-то другую сторону рулит. Это его право! Спасибо надо сказать хозяину, что столько прекрасных выставок там было проведено. И таких галерей, как Portmay, «Арка», на город должно быть минимум десять! И все они будут заполнены. И к нам будут люди приезжать. Молодежь перестанет уезжать. Это понятно всем. Но власти только говорят, говорят…  Я 20 лет пишу губернаторам и мэрам письма – давайте сделаем достойный музей современного искусства, посмотрите на соседей в Японии, Корее, в штатах – там это целевая от вертикали госпрограмма.

Почему же до сих пор такого количества галерей в городе нет, и пока не предвидится?

Повторюсь,  нет рынка искусства, нет  стабильного твердого бизнеса который бы стимулировал это дело…  Это же не колбасная фабрика, где постоянный спрос. Это вещи духовные. И люди хотят иметь у себя картины, но у многих просто нет материальной возможности купить даже по самой низкой цене произведения,  другие  же, кто может себе позволить,  к сожалению,  далеки от  понимания искусства. А тут приезжает китаец и покупает 1000 работ в год. Увозит, перепродаёт в Шанхай и дальше. Уже все тут «высосали» в последние десять лет китайцы. Грамотно поступают.  А художники наши как гастарбайтеры -  давно работают «по точкам»: Китай, Корея и так далее.

Что же будет с Музеем современного искусства АРТЭТАЖ ДВФУ?

Это здание, как и другие университетские,  должны продать. И на эти деньги строить вторую очередь на Русском острове. Это очень далекая и  уже почти фантастическая сейчас перспектива. Надо строиться – значит, надо продавать, отдавать великолепные помещения. А куда деть годами собранные фонды? Предлагают  мансарду в домике рядом со зданием Артэтажа. Там сейчас учет, и трамбуются  другие музейные структуры объединенных вузов  ДВФУ. Там сразу надо делать фондохранилище, урезать без того скудное выставочное пространство мансарды. Я все же уже не молодой человек и хотел бы сохранить художественные фонды для города, для изучения их в этом университете, и чтобы все красиво дальше работало. А вот по сусекам числиться - это как-то  несерьезно, более того, обидно.

А вариант музея на острове Русском вас бы устроил?

Да,  с удовольствием! Но там некуда пока. Про вторую очередь я вам уже  говорил. Конечно, это скажется на посещаемости - меньше людей будут ходить. Но почему бы и не съездить через мост, например, культурно просветится, сходить в океанариум, посмотреть на Пикассо, да даже на местных художников : полчаса (как обещают) - и ты уже там. Тем более что сейчас 90% на своих машинах. Конечно, будь музей в центре, было бы доступней, ходило бы гораздо больше людей. Но это не страшно.  Главное, что бы он был.

Была ли возможность перенести музей в район центра?

Я могу множество  показать домов в центре, которые можно было бы использовать под музей. Все ж хотят руководители туризм в крае развивать. А что показывать-то? Куда идти? Человек приехал, он должен увидеть, куда он вообще попал, на каком уровне развивается город. Он, может, думал, что тут только криминал и стреляют. А тут раз и выясняется, что наши художники выставляются и в Америке, и во Франции. Сейчас в данный момент в Бельгии 10 человек Артэтаж представляет. И человек уже думает: «Ага, тут можно даже и бизнес крутить». А он что видит: что здесь все только падает, рушится, стреляют до сих пор и молодежь утекает  за границу. Лучшие уезжают отсюда, а сюда приезжают только те, кто может мести что-то и воровать.

Почему так происходит, как вы думаете?

Нет патриота властного. Как Муравьев-Амурский. Потом Ломакин был – неплохой  пример. Возможно с новым губернатором все же  как-то наладится, но верить в лучшее уже как-то надоедает…

На кого вы возлагаете надежды в поддержке музея?

Я думал ранее о государственной поддержке, потом - ладно: может, какой банк поможет, если не власть. Но банки тоже на глазах ломались, «лопались». Нет меценатской культуры. Вообще нет! Нет закона о культуре. В цивилизованных странах  спонсоры фонды ищут и в очередях стоят, чтобы помочь театру или художнику. Потому что там, если он вкладывает деньги, государство берет у него меньший процент с прибыли. Это там почему-то взаимовыгодно. Здесь же по сей день не на кого положится.

Наши меценаты  были в душе по природе своей и физически в 90-е... Половина сбежала у меня на глазах за границу, другая не выдержала конкуренции в бизнесе.  Кто остался – тот под москвичами, а москвичи имеют уже свои короткие интересы.

А со стороны государства рассчитываете на поддержку?

Я не раз  приглашал и Миклушевского в «Артэтаж»  как ректора, недавно уже и как губернатора, прочих власть имущих и депутатов разных, посмотреть вообще, вникнуть в проблему: в каком мы состоянии, куда стремится, что можно здесь поддержать ,  прежде чем ломать. Супруга Владимира Миклушевского - профессиональный художник, приглашал и ее, лелея в  мечтах видеть  в попечителях музея . Но как-то все тихо, никого не вижу. Что тут скажешь, когда начальников от культуры края и города годами не видишь на очень важных для края и города выставках. Министр культуры России пишет приветственные письма к ним, а наши все заняты товарищи.

А почему не приходят?

А вы сами догадаетесь? Я уже скоро голову сломаю от этих фантазий… Почему не идут... Я не знаю, никому на ногу не наступал, никого не обижал. Думаю уже, что у них аллергия на современное искусство, но так же нельзя. Надо жить с людьми, духом времени,  и править ими уже в креативе,  как это указано давно тендемом сверху. Вот был момент, когда предыдущий полпред, побывав здесь в 2008 году, на базе «Артэтажа» собирался Дальневосточный музей современного искусства сотворить. Но тема канула вместе с полпредом.

Обидно, что глобально о городе никто не думает. Так, разговорчики, какие-то воздушные проекты проплывают годами на бумаге . В идеале, я бы хотел,  что бы  наш город в стране был лучшим в пространстве Сибири и Дальнего Востока, должен быть лучшим от Урала до Тихого океана. И все как-то вокруг этого крутится. У нас ведь и природа, и погода – уже все сделано.  Люди непростые – сюда же едут испокон веков те, кто в себе имеет силы творить в любой области. Менталитет все же во Владивостоке мощный. Я когда приезжал раньше в Москву, в другие российские города – там народ все же  какой- то замшелый. А от москвичей только и жди: с какой стороны тебя обманут.

Как все-таки сделать наш город лучше?

 Это же очевидно! Не вот этими глобальными вещами аврально  заниматься, а планомерно, высокопрофессионально, красиво  преобразовывать город. И дорогу если делать, то делать не к саммиту, а для людей. И точно так же все остальное, начиная все с тех же музеев. Музей - это олицетворение местного пространства во времени, в содержании которого видна  культурная составляющая его обывателей.  Стереть это просто невозможно.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика