18+
6 декабря 2016, вторник
Важно
Приложения

Режиссер рассказал, когда в Приморье появится настоящее кино


Тихон Макаров: "Никто из Москвы никогда не поедет снимать во Владивосток"

24 января 2013, 13:55, Дейта. Приморский край уже десять лет "широко" шагает к званию мировой киностолицы - только киностудию здесь открывали за последнюю декаду почти каждый год. Но капитал больших голливудских компаний пока не спешит в столицу Приморья. И только звезда Меридианов Тихого одиноко указывает путь заблудшим душам в мире кино. О том, что же происходит с "первым искусством" в городе нашенском и как изменить эту ситуацию, мы поговорили с молодым владивостокским режиссером, участником Каннского кинофестиваля Тихоном Макаровым.

- Тихон, оцени по десятибалльной шкале ситуацию с кино во Владивостоке.

- Я не могу оценивать по десятибалльной шкале то, чего, по сути, нет. Я уже не первый год говорю, что во Владивостоке нет кино. Есть люди, которые им занимаются. Они делают это вопреки большим трудностям, и за то, что они их преодолевают, им тоже можно поставить памятник в центре города, как тому моряку.

- Тогда переформулируем вопрос, чего не хватает Владивостоку, чтобы и у нас появилось кино?

- Городу не хватает самого главного – кинопроцесса. Именно поэтому в этом году я собираюсь провести в городе масштабный образовательный проект «Кинокурс».

- Про «Кинокурс» ты говоришь уже не первый год. Что это за проект и почему он так важен для тебя?

- Кинокурс – это проект, уникальность которого в том, что при желании его можно адаптировать под любой город или даже субъект Федерации. Во Владивостоке я хочу запустить его пилотную версию, и в случае, если он на реальном примере докажет свою эффективность, заняться экспортом в другие регионы. На мой взгляд, Кинокурс – это именно то, чего сейчас не хватает молодому российскому кино, чтобы появиться.

- Ты говоришь о российском кино так, как будто его нет, хотя каждый год на экранах кинотеатров появляются новые фильмы. Что ты имеешь в виду?

- Кино в России похоже на знак инь-ян – есть только белое и черное, никаких полумер. То есть, отдельно от всех существует обособленный сегмент профессионалов, которые имеют выходы на инвесторов – государственных или частных. Из года в год они выпускают фильмы в прокат. И отдельно существуют все остальные, кого к этому рынку не подпускают даже близко. Даже если кто-то из независимых режиссеров снимает хороший, достойный фильм, который отмечают на Международном кинофестивале, у него практически нет никаких шансов попасть в кинотеатры. Этот рынок давно поделен. За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить недавнюю победу великого Сокурова в Венеции с «Фаустом» и последовавший после этого год переговоров о выходе фильма на российские экраны. Если проблемы с продвижением собственных работ возникают у таких людей, как Александр Николаевич Сокуров, что уж тут можно говорить об условном Кирилле Патлатове из Владивостока? Человеку, который хочет заниматься кино, должно быть максимально понятно, что нужно сделать для того, чтобы его фильм попал в кинотеатр, потому что снять просто хорошее кино у нас почему-то недостаточно. Это большая проблема для нашей страны, и мне бы хотелось заняться ее решением. 

- Хорошо. Как эту проблему можно решить? Заняться созданием кинопроцесса?

- Конечно, без этого никак не обойтись. Кино – это большой небоскрёб, который необходимо возводить на прочном и глубоком фундаменте. Таким фундаментом является кинопроцесс, который у нас начинает зарождаться только в Москве и Санкт-Петербурге. Провинция остается далеко в стороне от этих тенденций. Именно поэтому талантливые молодые люди, которые живут за Уралом, в принципе лишаются возможности заявить о себе, если только не переберутся в столицу. Но как можно даже рассматривать такой вариант, притом, что сейчас Дальнему Востоку активно уделяется государственное внимание, проводятся программы по улучшению жизни, чтобы свести отрицательный коэффициент внутренней миграции к нулю?

Такие кинокурсы работают в США и Европе повсеместно, именно поэтому там нет проблемы с новыми именами в кино. Когда продюсер понимает, что нужна «свежая кровь», он вкладывает деньги в одного из тех ребят, которые учатся в киношколах, снимают короткие метры под руководством старших товарищей, участвуют в фестивалях. У нас нет самой основы этой системы, в которую входят в том числе и любительские кинофестивали – своеобразная последняя ступень перед выходом в мир большого кинематографа. Такие мероприятия подогревают у молодых людей желание конкурировать друг с другом и идти дальше. Существование и финансирование таких проектов показывает заинтересованность самой страны в талантах, стимулирует их поиск.

- Чего не хватает для зарождения кинопроцесса? Денег?

- Деньги здесь не при чем. Не хватает в первую очередь инфраструктуры. Владивостоку нужны необходимые для кинопроизводства пространства, чтобы весь процесс съёмок можно было провести в одном городе. Тогда будет заинтересованность в работе здесь и у москвичей, и у иностранцев. Например, нужны масштабные ангары со звукоизоляцией, специализированная звукозаписывающая студия, где можно осуществить полный цикл работы со звуком от перезаписи синхронных шумов до тонировки звука вместе с актерами.

Это что касается технологии. Но начинать нужно, конечно, с кадров. Большие проекты требуют соответствующего числа сотрудников. В среднем на полнометражных картинах работают от 40 до 150 человек. Режиссёр из Москвы никогда не поедет снимать фильм во Владивосток, если ему придётся везти такую команду. А поступить по-другому он не может, потому что на данный момент во Владивостоке нет, например, ни одного такого человека, который смог бы обеспечить запись звука в нужном формате пять к одному.  С трудом можно найти даже людей, которые смогут оказать звукорежиссёру на съёмочной площадке чисто техническую помощь – например, писать звук на «бум». А представьте, что одновременно во Владивостоке происходят съёмки двух, трёх, четырёх фильмов. 

Поэтому настоящее кино во Владивостоке появится только, когда жители Владивостока смогут составить хотя бы половину съёмочной группы потенциального полнометражного фильма. Для этого как раз необходимо инициировать и поддерживать такие проекты как «Кинокурс». Но все не должно ограничиваться только им одним, работа должна быть проведена в комплексе. Дополнительно необходимо запустить серию любительских кинофестивалей с денежными призами, которые проходили бы не раз в год, а значительно чаще. Также очень важно приглашать кинематографистов проводить мастер-классы на постоянной основе, а не только тогда, когда над Землей пролетает комета Галлея.

- Ты говоришь о Кинокурсе так, как будто это панацея, но не раскрываешь детали и механику его работы. Почему ты так уверен, что именно этот проект решит все проблемы?

Я надеюсь, что Кинокурс удастся провести в апреле в течение двух недель, и до запуска сайта проекта мне не хотелось бы рассказывать все, но я постараюсь изложить суть.

Кинокурс – это целый комплекс мероприятий. Самым главным из них является большой двухнедельный образовательный процесс, основанный преимущественно на получении студентами практического, а не теоретического опыта. Я проходил обучение в Международной киношколе Generation Campus, общался с коллегами, которые оканчивали такие школы по всему миру, и вместе с ними мы установили основные слабые места и постарались их устранить. Например, наш курс будет максимально избавлен от болтологии и направлен на конкретную цель – создание короткометражного фильма.

Подать заявку на участие в проекте смогут молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Конкурсная комиссия отберёт двадцать человек, которые пройдут недельное обучение с мастерами «Кинокурса» основам кинопроизводства от подготовки идеи до поиска локаций, особенностей съёмочного процесса, монтажа и решения дальнейшей судьбы фильма. Вторая неделя будет целиком посвящена съёмкам короткометражного фильма. Молодые люди сами разделятся на две команды. При поддержке профессиональных актёров и оператора они снимут свои проекты и представят их на закрытии проекта. Авторы фильма-победителя получат поддержку от мастеров «Кинокурса» в создании своей первой совместной короткометражки, работу над которой они завершат в течение года.

Итог проекта – появление во Владивостоке трёх рабочих съёмочных групп, которые смогут делать игровое кино на более высоком уровне, чем сейчас. Молодые люди, которые хотят заниматься кино, получат возможность для роста и самое главное – вектор пути.

- В какой стадии находится работа над проектом и кто оказывает тебе поддержку?

Проект полностью готов, вплоть до составленного списка мастеров, которые уже дали согласие на участие. Сейчас остаётся разобраться с деталями – на какой площадке в городе удобнее всего провести Кинокурс, какие выбрать числа.

Что касается поддержки со стороны, то её пока практически нет. Вообще любопытно наблюдать за тем, как, например, выборы или какое-нибудь резонансное общественно-политическое событие рождает целый дискурс. Тут же появляется много известных и не очень людей, которые говорят, что молодёжи помогать нужно, что проектов сейчас не так много, что необходимо оказывать реальную поддержку, но когда эти проекты появляются и для их реализации действительно необходима помощь, а не просто комментарий интернет-журналисту, все эти люди куда-то исчезают.

Если кому-то этот проект покажется интересным, и он захочет помочь в его реализации во Владивостоке, мы с радостью рассмотрим возможности сотрудничества. Я хочу сразу отметить, что постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы Кинокурс появился – и именно во Владивостоке, как в одном из самых динамично развивающихся городов за Уралом.

Справка. Тихон Макаров: первый сценарий, написанный Тихоном в 15 лет, был экранизирован французским режиссёром Ф. Дж. Оссангом в рамках Международного кинофестиваля "Меридианы Тихого" в 2007 году. В 2011 году участвовал во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля Short Film Corner с фильмом "Отдел культуры". В этом же году был участником Международной киношколы Generation Campus, где получил поддержку в съемках своего второго фильма "Горячая Линия". Премьера состоялась в мае 2012 года во Владивостоке.

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:64.1563.92
EUR:68.4767.77
CNY:93.2292.84
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика