18+
4 декабря 2016, воскресенье
Важно
Приложения

"У Владивостока есть шанс стать второй культурной столицей России" - Алексей Костюк


Артист театра оперы и балета Алексей Костюк рассказал о новой оперной постановке, закулисной жизни театра и культурных возможностях Владивостока

26 ноября 2015, 10:08, Дейта. В Театре оперы и балета идут последние приготовления: творческая труппа театра готовится представить на суд приморскому зрителю новую премьеру - оперу "Мавра". Опера посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского. Одну из партий исполняет солист-вокалист Приморского краевого театра оперы и балета Алексей Костюк.

О том, что же ждет приморского зрителя на премьере, о культурных возможностях, городе и потрясающих перспективах Владивостока в эксклюзивном интервью ИА "Дейта" рассказал солист-вокалист Приморского краевого театра оперы и балета Алексей Костюк.

- Алексей, что же ждать приморскому зрителю от "Мавры"?

«Мавра» — оригинальнейшая бытовая опера. Стравинский взял в остроумную обработку живой и красочный материал, под который привыкли мечтать и лить слезы: городской сентиментальный «жестокий» романс. Наряду с ним в «Мавру» вошла и мещанская песня и излюбленный в мелком чиновничьем мире куплет. Стравинский блестяще продолжил бытовую иронию Даргомыжского, воскресил и по-новому осветил и заострил намеченные их фигуры и характеры, сделав это с любовью и с приветливой улыбкой большого мастера. Миновав жуткий и призрачный гротеск Гоголя и Достоевского, он обратился к Пушкину, и сочетал в своей композиции принципы современного конструктивизма с живым наблюдением и художественно реальным воплощением бытовой действительности. Ценность «Мавры» и заключается в том, что в ней эта простодушная действительность нашла свое новое музыкальное отражение в сочных и рельефных образах.

- Чем нас удивит сюжет?

Сюжет одноактной оперы написан по мотивам поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне». В его основе – невероятная история о влюбленном гусаре и его даме сердца. Однажды юноша устраивается в дом своей возлюбленной под видом новой кухарки по имени Мавра. Однако авантюра не удается. Переодетого в женское платье кавалера внезапно застают за совсем неприемлемым для домработницы занятием – бритьем и указывают на дверь… 

- Как у Вас происходит взаимодействие с другими участниками оперы?

Режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев соединил музыку оперы с поэтическим первоисточником — текстом «Домика в Коломне» и лицейскими стихами Пушкина. Сам поэт также появится в спектакле в образе Арлекина, а его партнершей станет Коломбина - Цыганка, которая исполняет балетную партию на пуантах. На сцену вышли и традиционные водевильные типажи, и гротескные «маски», которые создают яркую театральную атмосферу, сочетающую жанры дель арте, русского водевиля, театра кабаре и захватывающего любовного анекдота, разыгранного между Парашей (так зовут героя - прим. ред.) и усатой кухаркой.

- Вы играете столько много ролей в операх Приморского театра оперы и балета, но что нравится Вам больше всего? Какая роль?

- Наверное, это самый последний мой образ – Альфред в «Травиате». На удивление, я проникся образом деда Михайло в «Повести о настоящем человеке». Это совсем небольшая роль, но благодаря режиссеру-постановщику меня вывели на настоящие эмоции и на реалистичные краски. Ведь всегда проще играть какую-то историческую роль, войти в образ того времени, чем сыграть современника. Играть современника тяжело из-за того, что зрители почувствуют фальшь. Но Альфредом в «Травиате» я еще не «наелся». Еще 5-10 спектаклей я буду искать образ, и каждый раз это будет совершенно разный Альфред.

- Вы - выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Как Вы в итоге оказались во Владивостоке? Не разочарованы ли Вы столь дальней «командировкой»?

- Случайно услышал в стенах своей alma mater, зайдя в очередной раз к своему профессору, что идет прослушивание в труппу театра оперы и балета во Владивостоке. Честно говоря, я на это холодно отреагировал, потому что для меня Владивосток — это край света. Да и в голове не укладывалось, что можно лететь куда-то на восток. А потом в течение нескольких дней я от многих людей слышал упоминание о Приморском театре оперы и балета и подумал, что люди не просто так об этом говорят. Пошел и прослушался в стенах нашей консерватории, и после этого директор театра Антон Лубченко пригласил нас в оперную труппу – я приехал во Владивосток. Мы провели саунд-чек в театре, я уехал, и после этого мы встретились на конкурсе в Линце, ну и потом я перебрался сюда в сентябре.

Абсолютно не разочарован, что приехал сюда. В театре молодая и активная труппа, и чем мы отличаемся, так это тем, что мы все хотим работать. В силу того, что здесь нет большого штата, а во многих театрах слишком много сотрудников, мы все заняты в спектаклях и все поем. Здесь есть возможность для саморазвития: не ждать своей очереди, а выходить на сцену и работать, работать, работать.

- Отличается ли восприятие культуры и культурных событий жителей Владивостока от жителей Санкт-Петербурга?

- Да, конечно, однозначно отличается. В Петербурге публика более избалованная, тем более , если мы говорим о Мариинском театре, или хотя бы о камерных оперных театрах. Туда, по большей части, ходит такая рафинированная публика, которая понимает в опере, много что слышала и видела. Вот такие зрители придираются ко многим вещам. Во Владивостоке публика еще не была избалована хорошими оперными постановками и реагирует на все очень живо, опираясь на свои ощущения, зрители делают простой вывод: им либо нравится, либо не нравится. Третьего не дано. В Петербурге могут сказать: «Прозвучало все хорошо, но это "не в тренде". Это не петербургский стиль. Это из ряда вон выходящее». Здесь абсолютно искренняя публика.

Большое заблуждение, что люди, которые приехали в театр впервые, «от природы» не услышат фальшь в исполнении артиста. Скорее наоборот, потому что такой зритель слышит чистый природный звук. Ему знакомо как птица поет, река журчит. Природа не может фальшивить – там очень чистое интонирование. Неискушенный слушатель поймет, но не сможет объяснить, что «немного» не дотянул и где фальшиво. Но такого слушателя что-то внутри покоробит. Публику нельзя обмануть, они все хорошо чувствуют.

- Вы говорите, что публика у нас во Владивостоке не особо избалованная, но не считаете ли Вы её неприличной? Многие ведь аплодируют между ариями и разговаривают по телефону во время концерта.

- У некоторых звонят телефоны во время оперы, да. Это болезнь не только Владивостока, но и многих городов. Это вопрос не к публике, а вопрос общей культуры. Если люди позволяют себе разговаривать по телефону в общественном транспорте, то они позволят себе зайти в оперный театр с включенным телефоном. Это государство, которое в течение 25 лет не воспитало культуру и уважение к согражданам, не рассказало, что не стоит при них разговаривать по телефону. Воспитанный человек никогда не позволит себе этого.

По поводу аплодисментов. Знаете, в Италии до сих пор тебе могут крикнуть «браво» или наоборот «забукать» прямо во время арии. Если нота не понравилась, тебе могут крикнуть «бу», а в Неаполе до сих пор могут кинуть тухлыми помидорами. Там сохранились традиции оперы, которая зародилась как массовая культура.

Что касается оперы, то я не вижу здесь никакого преступления. Если человек аплодирует, то он получил такой заряд эмоций от певца на сцене, оркестра и дирижера. Слушатель просто переполнен ими, что не может сдерживаться и единственный способ их выразить – зааплодировать.

В симфонической музыке да, это не допустимо, ибо там строгие формы. Где после номера не стоит хлопать – лучше дослушать. А в опере, как в балете после красивого па, зритель аплодирует. Но кто-то из дирижёров позволяет отзвучать аплодисментам, а кто-то принципиально идет дальше.

_GS_9370 (1).jpg

- Есть ли у Приморья, и у Владивостока в частности, шанс стать второй культурной столицей России.

- Давно хочу сказать, что Владивостоку нужно перестать испытывать комплекс неполноценности провинции. Здесь же фишка в том, как люди сами себя воспринимают. Кто я? Какую музыку я слушаю? Сравнить Владивосток с Москвой и Питером очень тяжело из-за того, что в Москве по неофициальным данным 20 миллионов жителей, а в Питере живет более 10 миллионов. Поэтому там статистически больше людей, которые ходят в театры и филармонии. Концертных залов во Владивостоке гораздо меньше, полуостров Чуркин отдаленный район города – не все люди сюда могут приехать. Ещё у вас проблемы с транспортом и из-за этого не все люди досиживают до последних актов, иначе потом не уедешь отсюда, если только на такси. Это все вопросы к градоначальнику. Ведь нужно понимать, что, построив дорогую игрушку, такую как Театр оперы и балета, то необходимо организовать работу транспорта. Сейчас зрителям приходится уходить после первого акта, потому что от театра после 20 часов невозможно уехать на общественном транспорте. Только на такси.

А насчет культурной столицы... Да, определенно у Владивостока есть все шансы стать ею во всем Дальневосточном регионе. И здесь вопрос не только в количестве театров, но и в духовной культуре самих приморцев.

- Театр скоро перейдет под крыло Мариининского театра, какие Вы видите в этом плюсы и минусы?

- Минусов в этом я пока не вижу, есть только плюсы. Для создания чего-то большого и настоящего нужна целая индустрия (нотно-партитурный фонд, производство декораций, костюмов и так далее). И мы прекрасно понимаем, что во Владивостоке её нет в том качестве, какая есть в столицах. К сожалению. Пока. Но мы имеем такого старшего брата, шефа, партнера, называем как угодно, как Мариинский театр. Он нам может помочь очень быстро реализовывать творческий потенциал, который есть у коллектива. С гораздо меньшим количеством времени. У артистов появится больший репертуар, который позволит выходить на сцену чаще. Труппа у нас не очень большая, но очень надеюсь, что она увеличится.

- В театре очень напряженный график работы. А, как известно, вокалисты должны себя любить и беречь. Как вы совмещаете заботу о себе и график выступлений и репетиций?

- Да, действительно, вокалист должен себя любить и уважать, он должен питаться здоровой пищей и отдыхать. Но, в тоже время, он должен пробегать 4-5 километров и заботиться о своем физическом здоровье. Если ты физически не здоров, то ты никому не нужен. Ты можешь один раз заболеть, второй раз, а на третий тебе скажут «спасибо» и «до свидания». Конечно, в России на это смотрят еще сквозь пальцы, но в Европе относятся к этому строго.

Во Владивостоке легко поддерживать форму (смеётся)- ты по одним сопкам походи вверх-вниз, вот уже и фитнес.

Костюк.jpg

- Помимо классики, Вам нравится какая- нибудь музыка?

- Я абсолютный меломан. Могу спокойно слушать советскую музыку, могу уйти в какой-то лаунж, джаз, поп-музыка. Единственное, что не могу терпеть так это тяжелый рок. Мне он непонятен. А все остальные стили мне нравятся, от каждого из них можно взять различные приемы и многому можно научиться. Человек должен быть многогранен, наполнен и, в конце концов, счастлив.

Фото: Приморский краевой театр оперы и балета

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика