Важно
Приложения
КультураПриморский край28 мая 2012, 13:35печать

Белогвардейский офицер рассказал об эвакуации из Ольги


Воспоминания о гражданской войне почти вековой давности были изданы за рубежом (ФОТО)

28 мая 2012, 13:35, Дейта. К 1919 году в Ольгинском уезде (в то время это были территории современных Партизанского, Лазовского, Кавалеровского, Ольгинского, Дальнегорского и Тернейского районов), сформировалось мощное и хорошо организованное партизанское движение, - рассказал РИА «Дейта» приморский краевед Роман ТАРАСОВ. 3-4 марта 1919 года ольгинские партизаны совместно с рабочими тетюхинских рудников выступили открыто, захватили центр уезда – поселок Ольгу.

Партизаны быстро скрутили местную милицию, арестовали все местное руководство (впоследствии ими расстрелянное), однако до того, как был захвачен телеграф, во Владивосток ушла депеша о захвате власти. 

Уже 5 марта сюда прибыл десант белогвардейцев, который на некоторое время выбил партизан из поселка. Однако вскоре Ольга вновь переходит под партизанское управление. Сравнительно недавно стала доступной литература эмигрантов-белогвардейцев, издавших свои воспоминания о гражданской войне за рубежом. Одна из таких книг была написана полковником Белой армии Карлом (Кириллом) Хартлингом. В своей книге «На страже Родины. События во Владивостоке конец 1919г.- начало 1920г.» Хартлинг описывает и то, что происходило в Ольге в 1919 году. Эти события представлены так, словно экспедиция 1919 года – последняя попытка белогвардейцев установить контроль над заливом Ольги, стратегически важным пунктом. Однако это не соответствует истине. Последние попытки овладеть заливом Ольги были предприняты почти тремя годами позже – в 1922 году. Краеведы Ольгинского района до сих пор бережно хранят могилу погибшего 90 лет назад, 2 июля 1922 год комиссара партизанского отряда, специально направленного сюда из Питера коммуниста Василия Ивановича Кутузова. Могила находится у подножия Крестовой сопки, в двух километрах от поселка.

И все же очень интересно ознакомиться со взглядом на события кадрового белогвардейского офицера, человека из числа тех, о ком в советское время не только читать, но и упоминать нельзя было.  

*   *   *

В конце ноября 1919 г. «Лейтенант Малеев» был отправлен в залив св. Ольги для связи с Правительственным отрядом, занимавшим Ольгинский  район и ведшим борьбу с красными партизанами. Во главе этого Правительственного отряда стоял Командир 36-го Сибирского стрелкового полка.

Прибыв в бухту св. Ольги, Командир «Лейтенанта Малеева» увидал, что его судно является единственным в гавани. Командир стрелкового полка посетил миноносец, высказав при этом свое удовлетворение по поводу прибытия судна и надежду на то, что с прибытием «Лейтенанта Малеева» положение в районе примет более устойчивый характер. Дело в том, что чины полка и приданной к нему артиллерии, не видя за собой каких-либо судов, проявляли известную нервность. Агенты красных сим пользовались и в полку стали наблюдаться   случаи дезертирства рядовых бойцов.

Прошло несколько дней. Командир стрелкового полка вновь посетил миноносец. На сей раз он был встревожен: дезертирство не только не прекратилось с приходом миноносца, но в последнюю ночь к красным ушла значительная партия распропагандированных стрелков.

Красные также смелели. Начальник гарнизона спросил Командира миноносца: «Возможно ли, в случае крайней надобности, принять на миноносец всех офицеров, верных стрелков и пушки?» На это, увы, Командир миноносца мог дать только отрицательный ответ: маленький миноносец, имевший и без того команду в 76 чел., мог принять в самом крайнем случае еще человек 30 — 40, не больше. Никакого разговора о пушках и не могло быть. Взять их — это значило бы перевернуть миноносец. Приходилось ждать, пока Владивосток соблаговолит прислать транспорты за Правительственным отрядом.

Дни бежали. Положение в районе принимало с каждыми сутками все более и более тревожный характер. Правительственный отряд поджался к самому городку (Ольга). Уход к красным стрелков стал теперь почти что обычным делом. А по воде залива уж заплавало «сало»...

Пришла холодная ночь и... на утро миноносец оказался скованным льдом. А что такое миноносец, затертый во льду? Это уже не миноносец, а только батарея на открытой и гладкой местности. Неприятное было положение. Но Командир решил постараться как-нибудь выйти из положения. Своими средствами команда стала подрубать лед вокруг миноносца. Подрубили. Миноносец заработал винтами и своим тонким носом стал подламывать лед... Полынья увеличивалась и, постепенно прорубая дорогу, «Лейтенант Малеев» благополучно выбрался на середину бухты. Тут командир и команда вздохнули свободнее.

Прошли еще одни тревожные сутки. Но вот на горизонте появились транспорты. Они шли за стрелковым полком. Свободно вздохнул Начальник Правительственного гарнизона. Не один десяток людей мысленно возблагодарили Бога...

Погрузившись на транспорты, Правительственный отряд покинул Ольгу, направившись во Владивосток. Одновременно с ним ушел из Ольги и «Лейтенант Maлеев».

Это был последний поход. Вскоре пришли события 30-31 января 1920 года, a вместе с ними и оставление Родины на судне «Якут».

К.Н. Хартлинг (полковник). «На страже Родины. События во Владивостоке конец 1919г.- начало 1920 г.» Издательство товарищество «Заря», Харбин, Шанхай, Тянцьзин 1935 г.

Стр. 162-163.

  *   *   *

ХАРТЛИНГ Кирилл (Карл) Николаевич

(? – 9.04.1937)

Русский военный инженер. Полковник Белой армии.  Происходил из семьи российских шведов. 1899 – окончил 1-й Кадетский корпус. 1902 – окончил Николаевское Инженерное училище. Выпущен подпоручиком. Служил во Владивостоке. 1909 – штабс-капитан крепостного минного батальона. Во Владивостоке служил в минном батальоне (Гнилой Угол) до отъезда на фронт. Участник Первой мировой войны. Участник Белого движения. Служил в белых войсках Восточного фронта. Весна 1918 – глава сторожевого отдела Лиги благоустройства во Владивостоке. Начальник инженерных войск на Гродековском антибольшевистском фронте. 6.1919 – командир роты и временно командир батальона в Военно-инструкторской школе (Школа НОКСА) во Владивостоке.

Эмигрировал через Шанхай на о. Яву в Индонезию. Был протестантом и только на Яве присоединился к православию и из Карла превратился в Кирилла.

Здесь прожил более 10 лет, служил долгое время в электрическом отделе городского управления г. Соло (столица одного из Яванских султанатов). Был единственным русским в этом городе. Второй русский жил в 70 милях от него, а третий – в 120 милях. Небольшая русская колония была в Бандунге, а в Батавии (столице Голландской Индии) – центр белых русских. Наладил связь со многими центрами русского беженства: Харбин, Шанхай, Париж, Берлин, Мюнхен, Прага, Сан-Франциско и др.

Писал статьи, заметки в газеты и журналы, главным образом военно-исторического характера. Женат.

Скончался после очередного приступа астмы в Батавии (Ява, Индонезия).

Двое сыновей: Ростислав Кириллович  (1916 - 1945).  Родился во Владивостоке, учился в Харбине, работал шофером в лесной конторе «Кондо-Ринг», жил в Цзямусы (Китай), арестован (21.8.1945) отделом контрразведки «СМЕРШ» 15А, осужден (30.9.1945) военным трибуналом 15А по ст. 58-4 УК РСФСР к 7 годам ИТЛ; реабилитирован (9.3.1957) военной коллегией ВС СССР за отсутствием состава преступления; второй сын тоже учился в Харбине.

*   *   *

«Лейтенант Малеев» — русский и советский эскадренный миноносец типа «Твёрдый» (Сибирская флотилия). Назван в честь офицера миноносца «Страшный», погибшего в бою.

Заложен на Охтинской судоверфи фирмы «Крейтон и Ко» в 1905 году, перевезен во Владивосток в разобранном состоянии и спущен там на воду 19 августа 1907 года. Окончательно вступил в строй 12 сентября 1908 года. Принят в казну 30 октября 1908 года.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1912-1913 годах на Механическом заводе Владивостокского порта.

12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии. 30 июня 1918 года был захвачен японскими интервентами. В октябре 1920 года при эвакуации частей Добровольческой армии полностью выведен из строя и затоплен. В 1922 году поднят и 31 мая 1923 года сдан на слом. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

*   *   *

Малеев, Ермий Александрович (08.04.1877–31.03.1904) — герой Русско-японской войны, лейтенант (1903) Российского Императорского Флота. Уроженец г.Уфы.

Служил на Дальнем Востоке на транспорте «Ермак» (1900) и крейсере I ранга «Владимир Мономах» (1900–1901). Прибыл в Порт-Артур 12.02.1904, назначен на эскадренный броненосец «Севастополь». С 29.02.1904 — вахтенный начальник миноносца «Страшный», на котором после гибели капитана 2-го ранга Юрасовского Константина Константиновича, принял командование в героическом неравном бою с 6 кораблями противника. Когда миноносец потерял ход, лейтенант Е.А. Малеев отстреливался от окруживших японских кораблей из последнего исправного орудия — картечницы Норденфельда. Погиб с кораблем (31.03.1904). Исключен из списков чинов флота 05.04.1904.

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.9263.87
EUR:67.7768.69
CNY:92.8492.89
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика