18+
8 декабря 2016, четверг
Важно
Приложения
КультураПриморский край28 июня 2016, 09:45печать

«Забыть Герострата?» - "незабытый" спектакль на новый лад в Театре Горького


Запомнят ли люди того, кто уничтожил Чудо Света?

28 июня 2016, 09:45, Дейта.

Спектакль «Забыть Герострата?»

Автор: Григорий Горин

Режиссер-постановщик: Ефим Звеняцкий

Сцена: Приморский краевой театр имени М. Горького

«Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь! Этим ты славу добудешь себе и покорность!» - произносит  Григорий Горин устами  Герострата в одной из самых глубоких пьес-притчей «Забыть Герострата». Главная мысль в этом произведении  уникального драматурга–философа лежит на поверхности: не человек с кирпичом  является двигателем  истории, а человек со спичками!

Читать
Чумилина (Мацовская) Анна Александровна
Культурный обозреватель. Имеет дипломы Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ) по специальности «Сольное пение» и ВГУЭС «Культурология менеджмент». Лауреат литературной премии Приморского края 2000 г.. Автор проекта ВИА «Red Star». Вела культурный проект на радио «Лемма», вела литературные колонки в приморских газетах «Рассвет» и «Горизонт».
28.06.2016 15:21:00

Более четырех десятилетий не сходят пьесы Григория Горина  с подмостков как российских, так и зарубежных  театров. Главный режиссёр театра имени Горького, судя по всему, далеко не равнодушен к творчеству великого автора. За годы работы  Ефима Звеняцкого, на сцене театра были поставлены  три  пьесы  Горина "Шут Балакирев", "Забыть Герострата" и "Поминальная молитва". Первая премьера «Герострата» состоялась в 2000 году и пользовалась успехом много лет. Потом её из репертуара убрали. И вот, спустя столько времени, режиссер вернулся к великому  произведению.

Весной в театре  состоялась новая премьера знаменитой пьесы. Обновленная концепция спектакля даёт новую  смысловую нагрузку, которую вложил бессменный режиссёр-постановщик Ефим Звеняцкий. Мощным лейтмотивом проходит тема риторического вопроса, почему «?». Именно вопрос, а не восклицательный знак,  был размещен в видоизменённом  названии  пьесы на афишах.  «Почему» - вопрос многогранный и каждый может трактовать его по-своему.  Почему забыты имена великих архитекторов, целых сто двадцать лет  возводивших храм Артемиды, а имя ничтожного базарного торговца, не способного на подвиги,  но способного на то, чтобы сжечь великий храм, прославилось в веках? «Забыть Герострата?» Но как забыть того, кто «бросил вызов богам», не побоялся тюремного заключения и смерти, ради собственной гордыни пошел на дерзкое преступление?

По сюжетной линии пьесы, в четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе сожжен храм Артемиды. По преданию, сама богиня помогала зодчим его возводить.  Храм был так великолепен, что его внесли в число семи Чудес Света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял сто лет. Он мог бы существовать тысячелетия,  но  простоял всего сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.

Главный антигерой Герострат - разрушитель «во имя увековеченной славы», которому просто надоело прозябать в безвестности.  Возможно, какая - то его частичка живёт в каждом из нас. Ведомая толпа, чиновники, знать – все попались в хитросплетенные сети Герострата.  Даже пьяниц Эфеса Герострат ухитрился склонить на свою сторону, отдав им деньги, 500 драхм, вырученные за  свою рукопись — «Мемуары человека, поджёгшего самый Великий храм в мире».  «Утопить в нужнике или все-таки пропить?», - рассуждают пьяницы Эфеса и, пропив,  приходят к выводу:  Герострат  - мерзавец, каких мало, но всё-таки в нём есть что-то человеческое.

Единственный,  кто противостоит народу и правителям, поддавшихся обаянию  антигероя  - архонат Клеон,  добровольно поменявший плащ судьи Эфеса на тюремный хитон.

Новая постановка Ефима Звеняцкого в корне отличается от прежней.

Костюмы, сценографию, и световое оформление спектакля создавала новая постановочная группа. Актеры остались практически в том же составе, что были 15 лет назад - добавились несколько молодых артистов.

Художник по костюмам Жанна Усачева знакома приморскому зрителю по многим другим постановкам. На этот раз герои «Герострата» отличались неким  «осовремененным» стилем, оправдывая функцию, возложенную на них автором: отразить необычный формат спектакля в сложном сплетении характеров и эпох.

Что касается решений в сценографии спектакля, которые нашёл и воплотил в жизнь художник Владимир Колтунов, то здесь можно говорить о грамотном  использовании современных технологий в виде видеомэппинга (видео-стена),  и декораций, больше похожих на  арт-инсталляцию  из технологических конструкций.  Во время  сценического действия  все это комплексное оснащение оказывало  на зрителя достаточно сильный визуальный эффект.

Очень точно расставил световые акценты художник по свету Сергей Скорнецкий. Общая световая партитура спектакля захватывает. Подчеркивая мизансцены, она ненавязчиво и в то же время художественно и органично вливается в действо на сцене.

Игру актеров хочется отметить отдельно.

Как известно, главная  особенность  Григория Горина – это умение создавать некий мощный симбиоз из исторической, философской и социальной сфер, пронизанных духом  прошлого и настоящего. В его пьесах мы ощущаем веяние мысли, отражающей современность. Такую «адскую» смесь играть совсем непросто. Кроме того, не стоит забывать, что «Герострат» написан в сложном траги -комедийном жанре. Под руководством талантливого режиссера Ефима Звеняцкого, образы таких различных по действию, но похожих по сути поколений оживают в игре, созданной актерами. На самом деле, при просмотре спектакля складывается четкое ощущение, что никакой игры нет. Зритель попадает в другую реальность, в которой вместе с актерами проживает маленькую жизнь. Видя большие амбиции  ничтожного человека, его низкую подлую душу, способную ради собственного тщеславия на самые разные безумства,  зритель пропускает через себя страсти, которые кипели несколько веков назад, но так и не изменились, пройдя через историю. Мало ли в нашем веке подобных «Геростратов», готовых путем любых разрушений увековечить память о себе? Наш 21 век «кишит» подобными персонажами, именно это пытается донести до сознания зрителя автор.

В начале спектакля Герострат, виртуозно исполненный Александром Славским, своей немощной наготой словно подчеркивает сущность циника и преступника, несущего разрушения. Он разрушает не только Храм Артемиды, он губит души людей, развращая, заманивая в ловушку, скрещивая в хаосе страстей, играя на их чувствах. Он действует так хитро и умело, что вызывает симпатию даже у зрителей. В роли Герострата Александр Славский циничен и умён. Он прекрасный психолог того времени, без труда управляющий толпой. Он увековечил свое имя в веках в тот миг, когда сжёг храм великой богини в Эфесе, но сила жизни в преступном теле неиссякаема, и умирать Герострат совсем не собирается. Напротив,  добившись обожания толпы, которая только недавно готова была разорвать его на куски без суда и следствия, Герострат ликует, играючи  заставляя  гордую Клементину, роль которой исполнила  Лариса Белоброва,  подчиниться своей воле.

Роль царицы Клементины – яркая и органичная. Лариса Белоброва предала своему персонажу  ироничные  и в то же время тщеславные черты женщины, отдающей отчет своим действиям, но готовой отдаться преступнику только за то, чтобы перед казнью он сообщил толпе , что сжег храм из-за неразделенной любви к ней. Ах, эта вечнае женская гордыня! Разве изменилось что-нибудь с того времени? Вот и еще одно «почему?» Готовая на все, чтобы только потешить свое тщеславие, женщина идет на измену, ложь, подчинение.

Владимир Сергияков в роли правителя Эфеса Тиссаферна, в форме комедии выставляет напоказ зрителю самые ничтожные черты властителей. Он ленив, безынициативен, безволен. В сцене с Клементиной, практически уличенной во лжи, он проявляет себя как настоящий современный подкаблучник. Однако Тиссаферн в постановке Ефима Звеняцкого очень импонирует зрительской аудитории. Он вызывает понимающие улыбки женщин и иронию у мужчин.

Игра Николая Тимошенко завораживает. В роли верховного судьи  Клеона, на протяжении спектакля он вызывает то чувство гордости, то сострадания, то возмущения от несправедливости, которая выпала на долю единственного честного в пьесе Горина персонажа.

В целом, весь спектакль  - плод масштабной серьезной работы одной слаженной команды. Это удивительное сочетание истории и современности, когда при помощи интерактивного экрана, на котором проецируются картины соответствующие обстановке определенной  мизансцены, зритель может, например,  перенестись из камеры Герострата в современную реальность. Это взаимодействие компьютерных спецэффектов и замечательной игры актеров. Это глубокий смысл, вложенный режиссером-постановщиком. Вся пьеса пронизана иронией взаимоотношений характеров персонажей, однако, при наличии комедийности, зритель ни на миг не теряет нить главной трагедии:  вопросы поставленные Геростратом – вечны.

фото: Театр Горького

Автор: Анна Мацовская

ИА "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.8763.91
EUR:68.6968.50
CNY:92.8992.83
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика