18+
5 декабря 2016, понедельник
Важно
Приложения
КультураИнтервьюПриморский край30 сентября 2016, 17:02печать

Ровно 126 лет жители Приморья своими глазами могут следить за летописью края



30 сентября 2016, 17:02, Дейта. В следующем году исполняется 145 лет со дня рождения исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева, именем которого назван Приморский краевой объединенный музей.

Руководитель отдела исследований музея Вера Кавецкая рассказала ИА «Дейта» о современной жизни главного хранилища истории края.

Парой слов историю создания музея, пожалуйста, напомните?

Наш музейявляется старейшим музеем Дальнего Востока и Восточной Сибири. Он был основан в 1884 году на базе коллекций , собранных в конце 19 века такими известными исследователями, как Ф. Ф. Буссе, В. П. Маргаритов, Л. Я. Штернберг, М. И. Янковский, В. К. Арсеньев. Для публики открылся в 1890 году как музей Общества изучения Амурского края. После установления Советской власти в 1925 г. музей переименован во Владивостокский Государственный областной музей. В 1938 году в связи с административным делением  Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края музей реорганизован  в Приморский краевой краеведческий музей. С 1945 года носит имя В. К. Арсеньева.  После реорганизации  в 1985 году музей стал именоваться Приморским государственным объединённым музеем имени В. К. Арсеньева.

Что интересно современным посетителям?

Сегодня внимание и исследователей, и музейщиков, и посетителей культурных учреждений обращено к истории повседневности, что показывает интерес людей не только к эпохальным событиям и их интерпретациям, но и к тем событиям «малого масштаба», которые определяли обыкновенную каждодневную жизнь человека, и предметам,  которые отражают такую жизнь людей в разные исторические времена.

Вот, казалось бы, зал этнографии коренных народов Приморья, где наибольшая часть экспонатов из коллекций, собранных в конце XIX - начале XX века, рассказывает о стародавних временах, а на сумочки из рыбьей кожи все дамы обращают внимание. И отмечают, что непременно купили бы такую сумочку, будь она в магазинах, - так они хорошо сделаны. Удивляет посетителей и материал, из которого сделана одежда коренных жителей края, вплоть до нижнего белья – рыбья кожа. Он и в те времена был необычен для цивилизованного мира, поэтому китайцы называли их «варварами в рыбьей коже».

Мы не смогли пройти мимо карты на потолке – расскажите о ней?

На потолке размещена увеличенная копия карты «вселенной», созданной орочами во главе с шаманом, жившими на реке Тумнин. Она была собрана в процессе работы Орочской этнографической экспедиции 1929 года, инициированной Л.Я. Штернбергом. Он, как и многие известные впоследствии исследователи, попал сюда за участие в народовольческих организациях. Находясь на Сахалине, стал наблюдать за коренными жителями острова  и понял, что это какой-то совершенно особый мир, захвативший его целиком и определивший его путь в этнографию. Уже будучи известным профессором, Лев Яковлевич очень ратовал за проведение экспедиции к орочам, но сам не принял в ней участия, так как умер за два года до ее осуществления. Карта, показывает путешествие души шамана, сопровождающего души умерших сородичей, среди трёх миров: верхнего (небесного) мира, среднего (земного) мира и нижнего мира (подземного обиталища душ умерших). Карта неизменно привлекает самых разных посетителей. Помню, как с ребятами, путешествовавшими по всей стране и посетившими наш музей, мы, лежа на стоящий в зале татами, с помощью лазерной указки отслеживали путь души шамана. В перспективе нам хотелось бы сделать карту объемной, чтобы можно было увидеть  все три  мира не в одной плоскости.

Есть в музее зал, похожий на кабинет. Расскажите о нем?

Эта часть экспозиции задумывалась в кабинетном стиле, поскольку на историю продвижения России на Восток можно смотреть как на историю целого ряда разносторонних исследований и открытий. Создатели экспозиции долго размышляли о том, как уместить в небольшое пространство зала все истории, связанные с исследованиями и освоением региона, за каждым из которых стоят многие имена, и решили пространство зала в виде кабинета исследователя. Кроме того, кабинеты – феномены, из которых, можно сказать, и выросли музеи. Атрибутами кабинетного стиля являются и представленные на стене гербарии, и расставленные на полках экспонаты, и расположенные в ящиках комода предметы, которыми пользовались исследователи. Все ящики можно открывать, смотреть, что там находится.

Какие задачи у музеев сегодня?

У современного музея как культурной институции очень много социальных функций. Но основное назначение, на мой взгляд, очень хорошо олицетворяет фрагмент экспозиции под названием «Слепое пятно», представляющий собой большую перфокарту, в оконцах которой просвечивают только отдельные слова из цельного текста. Так и по артефактам, которые сохраняет и репрезентирует музей, люди получают возможность составить свое представление о том или ином историческом времени. 

Фото: ИА «Дейта»

ЭПИ "Дейта"
Загрузка...
Курс
вчера
сегодня
USD:63.6864.15
EUR:67.6268.47
CNY:92.3693.22
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «Культура»
ПРОЕКТЫ
Loading...
На данном сайте распространяется информация (материалы) информационного агентства «Дейта» - свидетельство ИА № ФС 77-44209 от 15 марта 2011 года, выдано Федеральной службой надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – действует на основании Закона о СМИ.
© ООО «ДЕЙТА.РУ» 2001–2016 гг
редакция: 8(423)257-55-10, 2-777-236, e-mail: info@deita.ru; коммерческий отдел: 8-924-325-94-97, 8-984-147-09-88, net@deita.ru,pr@deita.ru.
При любом использовании текстовых материалов с данного сайта гиперссылка на источник обязательна
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика